Nuances of designing pulse transformers on a toroidal core

Toroidal magnetic systems are composed of toroidal (ring) magnetic circuits, the number of which can be from one to several dozen. Each magnetic core is manufactured by winding a tape on an annular mandrel (see Fig. 1), i.e. the technology is basically the same as that of twisted rods. For winding, a tape made from transformer steel grades 3421-3425 or from permalloy is used. The magnetic cores made of transformer steel, due to the sintering of the insulating coating of the tape, have a sufficiently high mechanical strength and allow the arrangement of a pulse transformer without special protective parts. The mechanical stresses arising during the fastening of the magnetic cores do not significantly affect the magnetic properties of the magnetic system. When assembling, preference is given to the vertical installation of the magnetic cores, since this provides better oil convection at the end parts of the magnetic cores and, therefore, facilitates heat removal. Horizontal installation is used in cases when, to increase the cross-sectional area, the magnetic system is recruited from a large number of magnetic cores. In this case, the non-uniformity of the cross section is large: b> a. When the magnetic cores are installed vertically, the "long side" of the turns is horizontal, which leads to their sagging. When installed horizontally, on the contrary, the "long side" of the turns is vertical and sagging is excluded. Unlike magnetic cores made of transformer steel, magnetic cores made of permalloy are easily deformed and their magnetic properties change significantly under various mechanical influences.

   For these reasons, permalloy magnetic cores are usually placed in protective shells made of non-magnetic metal or mechanically strong dielectric (see Fig. 2). Metal shells can be made of 
Импульсный трансформатор на торе

copper, aluminum, stainless steel. The advantage of copper and aluminum shells is their high thermal conductivity, which facilitates cooling of the magnetic system. However, the insufficient mechanical strength of shells made of these metals makes it difficult to manufacture and assemble large-sized structures. Therefore, in the latter, it is advisable to use stainless steel shells, which are mechanically stronger. The disadvantage of such shells is a significantly lower thermal conductivity. Shells made of insulating materials - glass epoxy, organic glass, plastics - have low thermal conductivity and therefore are used to protect small magnetic cores, usually less than 250 mm in diameter. The space between the shell and the magnetic core is usually filled with an elastic shock-absorbing compound, for example, CIATIM-201 silicone grease or the like. The relative structural complexity and high cost of permalloy magnetic circuits makes their use expedient only for very short pulses, when it is necessary to reduce eddy current losses by reducing the thickness of the tape of the magnetic material. It was previously noted that permalloy has no advantages over transformer steel either in terms of induction gain or in terms of electrical resistivity. Therefore, taking into account the significant structural complexity of the permalloy magnetic circuit, their use is justified only when the tape thickness should be less than 0.05 mm, i.e. when the magnetic circuit cannot be made of electrical steel. For this reason, the magnetic core of transformers designed to operate at short duration and high pulse repetition rates must be made of permalloy. However, thin strips of permalloy do not always help to avoid large losses, and the thermal mode of operation of the magnetic system turns out to be excessively stressed. In such cases, it is necessary to use water cooling of the magnetic circuit. For this purpose, the shells, preferably copper or aluminum, are made with water jackets. The main technological difficulty in the manufacture of magnetic cores from permalloy is the need to anneal them in special furnaces - in an atmosphere of hydrogen, inert gases, or in a vacuum. Usually, these are small furnaces and are suitable for annealing magnetic circuits of a relatively small diameter, no more than 600 mm. For this reason, it is necessary to use magnetic circuits from a large number of small diameter magnetic circuits, which leads, on the one hand, to a large non-sided cross-section of the magnetic circuit, on the other, to a significant limitation of the power and energy of a pulse transformer designed for short pulses. At the same time, magnetic cores from transformer steel can be manufactured with a diameter of up to several meters, since 3421-3425 steels are supplied in an annealed state and after the magnetic core is made, it is necessary to perform not annealing, but only sintering of the tape. Thus, the diameter of the magnetic circuit made of transformer steel is limited only by the capabilities of the technological equipment for winding the tape and the difficulties in transporting large-size pulse transformers with toroidal magnetic circuits. The most important limiting factor is the rail gauge of 2.77 m.

Possible options for the arrangement of magnetic circuits in toroidal magnetic systems

Layout of magnetic systems with vertical installation вертикальная установка тороидального трансформатораtwisted magnetic circuits are shown in the figure, where 1 - toroidal magnetic circuit; 2 - cheek made of mechanically strong insulating material, for example glass epoxy (cheeks can also be metal, for example cast from cast iron); 3 - foundation slab serving as the structural basis of the transformer; 4 - glass tape bandage. The magnetic cores are fixed in the groove on the inner side of the cheeks. The outer side of the cheeks slopes towards the inner side. This makes it relatively easy to implement tapered windings in a pulse transformer. With cylindrical windings, the outer and inner sides of the cheeks are parallel. In this or similar way, it is possible to assemble magnetic cores from magnetic cores up to 1.5 m in diameter. The layout of magnetic cores with vertical installation of magnetic cores in the shell is shown in the figure, where 1 - magnetic core placed in shells - 2; 3 - a square welded to the shells for attaching the magnetic circuit to the base plate 4. Bandages are also applied to the shells with magnetic circuits in several places. Such or similar arrangements of magnetic systems are advisable in high-voltage imported transformers, since they allow the simplest way to implement a secondary winding with an input in the middle. A significant drawback of both vertical arrangements is the low mechanical strength of the structure, as a result of which the assembled pulse transformer is not transportable with large diameters of magnetic systems. For this reason, pulse transformers of such designs have to be assembled at the site of their permanent installation.
Layout of magnetic systems with horizontal installation of twisted magnetic circuitsгоризонтальная установка тороидального трансформатора shown in the figure, where 1 is a toroidal magnetic circuit, 2 is a shock-absorbing gasket; 3 - clamping flange. The flanges are equipped with projections through which the magnetic system is pulled together by pins. The windings are placed in the sectors between the projections. To increase the rigidity of the magnetic circuit, the flanges in the region of the protrusions can be reinforced with stiffeners. The arrangement of magnetic systems with horizontal installation of magnetic cores in the shell is shown in the figure where 1 - magnetic core; 2 - shock-absorbing pad; 3 - shell; 4 - a rib welded to the shell, by means of which the magnetic system is attached to the tank cover 5. It should be noted that in the case of a horizontal arrangement, the peripheral part of the magnetic system is divided by protrusions or ribs. As a result, the windings of the pulse transformer have to be sectioned, and the number of sections is equal to the number of sectors between the projections or ribs. If windings with a central entry are used, then the number of sections is doubled. This leads to a decrease in the length of each section and, therefore, makes it difficult to obtain a high longitudinal dielectric strength of the pulse transformer windings. It is more expedient to design a magnetic system with three sectors instead of the four shown in the figures, since this increases the length of each section. If the magnetic core is of a large diameter, then the noted circumstances are not of particular importance, but with small diameters, it is difficult to design a transformer for high voltages with such an arrangement. In this respect, the advantage of vertical installation, when the magnetic circuit has only one sector, which makes it possible to increase the length of the section and thereby increase the longitudinal dielectric strength.
A significant disadvantage of the horizontal installation also consists in the practical impossibility of arranging cooling oil channels, which makes it difficult to remove heat from the magnetic circuit. Layout of the magnetic system with vertical installation of magnetic cores in the shell магнитопровод в обечайке ,установленный вертикальноshown in the figure, where 1 - magnetic core placed in the shell - 2; 3 - a square welded to the shells for attaching the magnetic circuit to the base plate 4. Treads are also applied to the shells with magnetic circuits in several places. Such or similar arrangements of magnetic systems are advisable in high-voltage pulse transformers, since they allow the simplest way to implement a secondary winding with a central bushing. A significant drawback of both vertical layouts is the low mechanical strength of the structure, as a result of which, with large core diameters, the assembled transformer is not transportable. For this reason, transformers of such designs have to be assembled at the site of their permanent installation. The layout of the magnetic circuit with horizontal installation of twisted magnetic circuits is shown in the following figure, where 1 - toroidal magnetic circuit; 2 - shock-absorbing pad; 3 - clamping flange. The flanges are equipped with protrusions through which the magnetic circuit is pulled together by pins. The windings are placed in sectors between the projections. To increase the rigidity of the magnetic system, the flanges in the region of the projections can be reinforced with stiffeners.
Layout of the magnetic system with horizontal installation of magnetic cores in the shell горизонтальная установка тороидального трансформатора в обечайкеshown in the figure, where 1 - magnetic circuit; 2 - shock-absorbing pad; 3 - shell; 4 - a rib welded to the shell, by means of which the magnetic circuit is attached to the tank lid 5. It should be noted that in the case of a horizontal arrangement, the peripheral part is divided by projections or ribs. As a result, the windings of the pulse transformer have to be sectioned, and the number of sections is equal to the number of sectors between the projections or ribs. If windings with a central entry are used, then the number of sections is doubled. This leads to a decrease in the length of each section and, therefore, makes it difficult to obtain a high longitudinal dielectric strength of the transformer windings. It is more expedient to design a magnetic circuit with three sectors instead of the four shown in the figures, since this increases the length of each section. If the magnetic cores are large, then these circumstances are not of particular importance, but with small core diameters, it is difficult to design pulse transformers for high voltages with such an arrangement. In this respect, the advantage of vertical installation is obvious, when the magnetic system has only one sector, which makes it possible to increase the length of the section and thereby increase the longitudinal dielectric strength.
A significant drawback of horizontal installation also lies in the practical impossibility of arranging cooling oil channels, which makes it difficult to remove heat from the magnetic system.

To the list of articles.

 

Total comments: 0

leave a comment

Your email will not be published.

en_GBEN

Нюансы проектирования импульсных трансформаторов на тороидальном сердечнике

Тороидальные магнитные системы компонуются из тороидальных (кольцевых) магнитопроводов, число которых может быть от одного до нескольких десятков. Каждый магнитопровод изготовляется посредством навивки ленты на кольцевую оправку (см. рис. 1 ), т.е. технология в принципе такая же, как у витых стержневых. Для навивки используется лента из трансформаторной стали марок 3421-3425 или из пермаллоя. Изготовленные из трансформаторной стали магнитопроводы благодаря спеканию изолирующего покрытия ленты имеют достаточно высокую механическую прочность и допускают компоновку  импульсного трансформатора  без специальных защитных деталей. Возникающие при креплении магнитопроводов механические напряжения не оказывают существенного влияния на магнитные свойства магнитной системы. При сборке предпочтение отдается вертикальной установке магнитопроводов, так как при этом обеспечивается лучшая конвекция масла у торцевых частей магнитопроводов и, следовательно, облегчается теплоотвод. Горизонтальная установка применяется в тех случаях, когда для увеличения площади сечения магнитная система набирается из большого числа магнитопроводов. В этом случае велика неравномерность поперечного сечения: b > а. При вертикальной установке магнитопроводов «длинная сторона» витков оказывается горизонтальной, что приводит к их провисанию. При горизонтальной установке,наоборот, «длинная сторона» витков вертикальна и провисание исключено. В отличие от магнитопроводов из трансформаторной стали магнитопроводы из пермаллоя легко деформируются и их магнитные свойства  существенно изменяются при различных механических воздействиях.

   По этим причинам магнитопроводы из пермаллоя обычно помещают в защитные обечайки из немагнитного металла или механически прочного диэлектрика (см. рис.2 ). Металлические обечайки могут быть из 
Импульсный трансформатор на торе

меди, алюминия, нержавеющей стали. Достоинство обечаек из меди и алюминия состоит в их высокой теплопроводности, что облегчает охлаждение магнитной системы. Однако недостаточная механическая прочность обечаек из этих металлов затрудняет изготовление и компоновку крупногабаритных конструкций. Поэтому в последних целесообразно применение обечаек из нержавеющей стали, механически более прочных. Недостаток таких обечаек — значительно меньшая теплопроводность. Обечайки из изоляционных материалов — стеклоэпоксида, органического стекла,пластмасс — имеют низкую теплопроводность и поэтому применяются для защиты магнитопроводов небольшого размера, обычно диаметром менее 250 мм. Пространство между обечайкой и магнитопроводом обычно заполняется эластичным амортизирующим компаундом, например силиконовой смазкой ЦИАТИМ-201 или ей подобными. Относительная конструктивная сложность и высокая стоимость пермаллоевых магнитопроводов делает их применение целесообразным только при весьма коротких импульсах, когда необходимо уменьшить потери на вихревые токи посредством уменьшения толщины ленты магнитного материала. Ранее отмечалось, что пермаллой не обладает преимуществами перед трансформаторной сталью ни в отношении приращения индукции, ни в отношении удельного электрического сопротивления. Поэтому с учетом значительной конструктивной сложности магнитопровода из пермаллоя их применение оправданно только тогда, когда толщина ленты должна быть менее 0,05 мм, т. е. когда магнитопровод  не может быть сделан из электротехнической стали. По этой причине магнитопровод трансформаторов, предназначенных для работы при малой длительности и высокой частоте повторения импульсов, приходится изготовлять из пермаллоя.Однако и тонкие ленты пермаллоя не всегда помогают избежать больших потерь, и тепловой режим работы магнитной системы оказывается чрезмерно напряженным. В таких случаях приходится применять водяное охлаждение магнитопровода. С этой целью обечайки, предпочтительно медные или алюминиевые, изготовляются с водяными рубашками. Главная технологическая трудность изготовления магнитопроводов из пермаллоя состоит в необходимости их отжига в специальных печах — в атмосфере водорода, инертных газов или в вакууме. Обычно это печи небольшого размера и пригодны для отжига магнитопроводов сравнительно малого, не болеее 600 мм,диаметра. По этой причине приходится применять  магнитопроводы из большого числа магнитопроводов малого диаметра, что приводит, с одной стороны, к большой неравносторонности сечения магнитопровода, с другой — к существенному ограничению мощности и энергии импульсного трансформатора, рассчитанного на импульсы малой длительности. В то же время магнитопроводы из трансформаторной стали могут изготовляться диаметром до нескольких метров, так как стали 3421-3425 поставляются в отожженном состоянии и после изготовления магнитопровода необходимо производить не отжиг, а только  спекание ленты. Таким образом, диаметр магнитопровода из трансформаторной стали ограничен лишь возможностями технологического оборудования для намотки ленты и трудностями транспортировки крупногабаритных импульсных трансформаторов с тороидальными магнитопроводами. Наиболее важным ограничивающим фактором является железнодорожный габарит, составляющий 2,77 м.

Возможные варианты компоновки магнитопроводов в тороидальные магнитные системы

Компоновка магнитных систем с вертикальной установкой вертикальная установка тороидального трансформаторавитых магнитопроводов приведена на рисунке, где 1 — тороидальный магнитопровод; 2 — щека из механически прочного изоляционного материала, например стеклоэпоксида (щеки могут быть также и металлическими, например литыми из чугунаi); 3 — фундаментная плита, служащая конструктивной основой трансформатора; 4 — бандаж из стеклоленты. Магнитопроводы фиксируются в выточке на внутренней стороне щек. Внешняя сторона щек имеет наклон по отношению к внутренней. Это позволяет относительно просто реализовать в импульсном трансформаторе конические обмотки. При цилиндрических обмотках внешняя и внутренняя стороны щек выполняются параллельными. Таким или подобным способом удается компоновать магнитопроводы из магнитопроводов диаметром до 1,5 м. Компоновка магнитопроводов с вертикальной установкой магнитопроводов в обечайке приведена на рисунке, где 1 — магнитопровод, помещенный в обечайки — 2; 3 — приваренный к обечайкам угольник для крепления магнитопровода к фундаментной плите 4. На обечайки с магнитопроводами в нескольких местах также накладываются бандажи. Такие или подобные им компоновки магнитных систем целесообразны в высоковольтных импортных трансформаторах, так как позволяют наиболее простым способом реализовать вторичную обмотку с вводом посредине. Существенный недостаток обеих вертикальных компоновок -низкая механическая прочность конструкции, вследствие чего при больших диаметрах магнитных систем собранный импульсный трансформатор оказывается не транспортабельным. По этой причине импульсные трансформаторы  таких конструкций приходится собирать на месте их постоянной установки.
Компоновка магнитных систем с горизонтальной установкой витых магнитопроводовгоризонтальная установка тороидального трансформатора приведена на рисунке, где 1 — тороидальный магнитопровод, 2 — амортизирующая прокладка; 3 — прижимной фланец. Фланцы снабжены выступами, через которые магнитная система стягивается шпильками Обмотки размещаются в секторах между выступами. Для повышения жесткости магнитопровода фланцы в районе выступов могут быть усилены ребрами жесткости. Компоновка магнитных систем с горизонтальной установкой магнитопроводов в обечайке приведена на рисунке где 1 — магнитопровод; 2 — амортизирующая прокладка; 3 — обечайка; 4 — приваренное к обечайке ребро,посредством которого магнитная система крепится к крышке бака 5. Обращает на себя внимание, что при горизонтальной компоновке периферийная часть магнитной системы разделена выступами или ребрами. Вследствие этого обмотки импульсного трансформатора приходится секционировать, причем число секций равно числу секторов между выступами или ребрами. Если применяются обмотки с вводом посредине, то число секций удваивается. Это приводит к уменьшению длины каждой секции и, следовательно, затрудняет получение высокой продольной электрической прочности обмоток импульсного трансформатора. Более целесообразна конструкция магнитной системы с тремя секторами вместо показанных на рисунках четырех, так как при этом увеличивается длина каждой секции. Если магнитопровод большого диаметра, то отмеченные обстоятельства не имеют особого значения, но при малых диаметрах проектирование трансформатора на высокие напряжения с такой компоновкой затруднительно. В этом отношении очевидно преимущество вертикальной установки, когда магнитопровод имеет только один сектор, что позволяет увеличить длину секции и тем самым повысить продольную электрическую прочность.
Существенный недостаток горизонтальной установки состоит также в практической невозможности устройства охлаждающих масляных каналов, что затрудняет теплоотвод от магнитопровода. Компоновка магнитной системы с вертикальной установкой магнитопроводов в обечайке магнитопровод в обечайке ,установленный вертикальноприведена на рисунке, где 1 — магнитопровод, помещенный в обечайке — 2; 3 — приваренный к обечайкам угольник для крепления магнитопровода к фундаментальной плите 4. На обечайки с магнитопроводами в нескольких местах также накладываются бандажи. Такие или подобные им компоновки магнитных систем целесообразны в высоковольтных импульсных трансформаторах, так как позволяют наиболее простым способом реализовать вторичную обмотку с вводом посредине. Существенный недостаток обеих вертикальных компоновок — низкая механическая прочность конструкции, вследствие чего при больших диаметрах сердечника, собранный трансформатор оказывается не транспортабельным. По этой причине трансформаторы таких конструкций приходится собирать на месте их постоянной установки. Компоновка магнитопровода с горизонтальной установкой витых магнитопроводов приведена на следующем рисунке, где 1 — тороидальный магнитопровод; 2 — амортизирующая прокладка; 3 — прижимной фланец. Фланцы снабжены выступами, через которые магнитопровод стягивается шпильками. Обмотки размещаются в секторах между выступами. Для повышения жесткости магнитной системы  фланцы в районе выступов могут быть усилены ребрами жесткости.
Компоновка магнитной системы с горизонтальной установкой магнитопроводов в обечайке горизонтальная установка тороидального трансформатора в обечайкеприведена на рисунке, где 1 — магнитопровод; 2 — амортизирующая прокладка; 3 — обечайка; 4 — приваренное к обечайке ребро, посредством которого магнитопровод крепится к крышке бака 5. Обращает на себя внимание, что при горизонтальной компоновке периферийная часть разделена выступами или ребрами. Вследствие этого обмотки импульсного трансформатора приходится секционировать, причем число секций равно числу секторов между выступами или ребрами. Если применяются обмотки с вводом посредине, то число секций удваивается. Это приводит к уменьшению длины каждой секции и, следовательно, затрудняет получение высокой продольной электрической прочности обмоток трансформатора. Более целесообразна конструкция магнитопровода с тремя секторами вместо показанных на рисунках четырех, так как при этом увеличивается длина каждой секции. Если магнитопроводы большого диаметра, то отмеченные обстоятельства не имеют особого значения, но при малых диаметрах сердечников проектирование импульсных трансформаторов на высокие напряжения с такой компоновкой затруднительно. В этом отношении очевидно преимущество вертикальной установки, когда магнитная система имеет только один сектор, что позволяет увеличить длину секции и тем самым повысить продольную электрическую прочность.
Существенный недостаток горизонтальной установки состоит также в практической невозможности устройства охлаждающих масляных каналов, что затрудняет теплоотвод от магнитной системы

К списку статей.

 

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Иконка левого меню
Иконка в правом меню