Pulse transformer for fluorescent lamps

This issue has already been highlighted in various literature. However, it all came down to one thing - how to make old lamps work, whose filament had burned out. I would like to remind the reader that old lamps are lamps in which the phosphor is already losing its activity, there are huge black spots near the ends to the left and right. In general, it is not a sin to throw out such a lamp, especially since the power consumption of the lamp is very large - the so-called 20-watt lamps consume about 80 W from the network (doubters can check, for this it is necessary to measure the current and determine the power according to the well-known formula: P = UI, where P is the power in W; U is the mains voltage of 220 V; I is the current consumption in A. (as a rule, the current is within about 0.4 A.) The so-called 40-watt lamps consume about 150 watts, respectively.схема с импульсным трансформатором

     

     
   Now we will try to approach the problem of saving from the other side, namely, we should purchase a new imported fluorescent lamp. At present, this is not a problem, its cost on the market is about 10 UAH, and the luminous intensity is almost 2 times higher (measurements were carried out with a Yu-116 type luxmeter), although this can be noticed visually. This lamp should be connected to the generator circuit, the pulse repetition rate of which is selected in such a way that the eye does not notice the flicker, and the power consumed by the lamp is 5-6 times lower on the power supply network, it is during normal (standard) switching on. Moreover, the generator should be not only economical in terms of the parts used, but also relatively small. All these requirements are met by a generator assembled on two high-voltage transistors (Fig. 1). It should be noted that fans of old lamps (with burnt out heating filaments) can also use them in this circuit. 

импульсный трансформатор для ламп дневного света

The circuit can use resistors of the MLT-0.25 type, with the exception of R8 and R9 (they must be wound with a manganin wire with a diameter of 0.25 mm, the length of the wires is 20 mm). The ELI lamp is a 20-watt lamp, although it should be noted that an 18-watt lamp (the difference between these lamps is a smaller diameter, about 25 mm) gives an illumination of 10-15% more, which once again indicates that the wattage is a conditional value. It is advisable to use ceramic or mica capacitors of the KT-2, KSO or K73-17 type. C1-C4 for a voltage not lower than 500 V; C5 and C6 are also desirable type K73-17, they can be replaced with electrolytic type K50-53 for a voltage of at least 50 V (although the reliability of the circuit will decrease). C7 - electrolytic capacitor, to increase efficiency, it is desirable to increase the capacitance to 20 μF. C8 and C9 - capacitors of the K73-17 type for a voltage of at least 630 V. Standard LI choke type DM (inductance 0.1-0.5 μH). Diodes VD1-VD6 of type KD209 with any letter index, in principle, VD3-VD6 can be replaced with KTs402, KTs405, KD105, D226. Transistors are plastic KT8164, KT858, metal transistors KT840, KT838. The KT809 works well, although the luminous intensity of the lamp is 10-15% less.
  Pay attention to pulse transformer manufacturing
The core of the transformer armored type B-18 or B-22 made of ferrite grade 2000 NM. When assembling, a gap of 0.2 mm should be left, this can be ensured by paper inserted between the cups. The primary winding is wound with a PEV-2 wire with a diameter of 0.23 mm, the length of the wire is 7.5 m. The secondary and third windings each have 6 turns of a similar wire. The armor core can be replaced with an W-shaped one made of the same ferrite, or even better make on the base toroidal magnetic circuit, fortunately now there is a huge assortment of toroidal cores. The ohmic resistance of the primary winding is 5 ohms. Setting up the scheme is as follows. If the circuit does not work, it is necessary to swap the ends of the third winding. The current consumed by the operating circuit is 50-60 mA. For fans of powering lamps with constant voltage, we can recommend the circuit shown in Fig. 2. In the circuit, dinistors with any letter index starting from A. are confidently working. An industrial type D-29-1.2-0.28 is used as a TV1 transformer. D-20-1.2-0.2 works somewhat worse, due to the fact that the consumed lamp current is more than 200 mA, the heating temperature of the choke reaches 50 ° C. Diodes VD1-VD5 type KD105 or D226. Resistor R1 type MLT-2.

    Disadvantages of the scheme:
  - if the lamp is old and does not start well, the resistor R1 begins to heat up strongly, since the start generator, assembled on the dinistor, works continuously;
  -the appearance with time of a black spot on one side of the lamp.

   To the list of articles

 

Total comments: 0

leave a comment

Your email will not be published.

en_GBEN

Импульсный трансформатор для ламп дневного света

Данный вопрос уже неоднократно освещался в различной литературе. Однако все сводилось к одному — как заставить работать старые лампы, у которых перегорела нить накала. Хотелось бы напомнить читателю, что старые лампы — это лампы, у которых люминофор уже теряет свою активность, возле концов слева и справа — огромные черные пятна. Вообще, такую лампу не грех и выбросить, тем более что потребляемая мощность у лампы очень большая — так называемые 20-ваттные лампы потребляют от сети порядка 80 Вт (сомневающиеся могут проверить, для этого надо замерить ток и по известной формуле определить мощность: P=UI, где Р — мощность в Вт; U — напряжение сети 220 В; I — потребляемый ток в А (как правило ток находится в пределах около 0,4 А). Так называемые 40-ваттные лампы потребляют соответственно около 150 Вт.схема с импульсным трансформатором

     

     
   Теперь попытаемся подойти к проблеме экономии с другой стороны, а именно, следует приобрести новую импортную лампу дневного света. В настоящее время это не проблема , стоимость ее на рынке примерно 10 грн., а сила света почти в 2 раза выше (замеры проводились люксметром типа Ю-116), хотя это можно заметить и визуально. Эту лампу следует подключить к схеме генератора, частота следования импульсов которого подобрана таким образом, что глаз не замечает мерцания, а по сети питания потребляемая лампой мощность в 5-6 раз ниже, нем при обычном (стандартном) включении. Причем генератор должен быть не только экономичным с точки зрения используемых деталей, но и сравнительно малогабаритным. Всем этим требованиям удовлетворяет генератор, собранный на двух высоковольтных транзисторах (рис.1). Следует отметить, что любители старых ламп (с перегоревшими нитями подогрева) также могут использовать их в данной схеме. 

импульсный трансформатор для ламп дневного света

В схеме можно применить резисторы типа МЛТ-0,25, за ис- ключением R8 и R9 (их надо намотать манганиновым проводом диаметром 0,25 мм, длина проволочек 20 мм). Лампа ELI — 20- ваттная, хотя следует отметить, что 18-ваттная лампа (отличие этих ламп — меньший диаметр, примерно 25 мм) дает освещенность на 10-15% больше, что лишний раз указывает на то, что ваттность — величина условная. Конденсаторы желательно применить керамические или слюдяные типа КТ-2, КСО или K73-17. С1-С4 на напряжение не ниже 500 В; С5 и С6 также желательно типа К73-17, их можно заменить на электролитические типа К50-53 на напряжение не ниже 50 В (хотя надежность схемы при этом снизится). С7 — электролитический конденсатор, для повышения КПД, желательно емкость увеличить до 20 мкФ. С8 и С9 — конденсаторы типа K73-17 на напряжение не ниже 630 В. Дроссель LI стандартный типа ДМ (индуктивность 0,1-0,5 мкГн). Диоды VD1-VD6 типа КД209 с любым буквенным индексом, в принципе VD3-VD6 можно заменить на КЦ402, КЦ405, КД105, Д226. Транзисторы пластмассовые типа KT8164, KT858, металлические типа KT840, KT838. Неплохо работает KT809, хотя сила света лампы на 10-15% меньше.
  Следует обратить внимание на изготовление импульсного трансформатора
Сердечник трансформатора броневой типа Б-18 или Б-22 из феррита марки 2000 НМ. При сборке необходимо оставить зазор 0,2 мм, это может обеспечить бумага, проложенная между чашками. Первичная обмотка намотана проводом ПЭВ-2 диаметром 0,23 мм, длина провода 7,5 м. Вторичная и третья обмотки имеют по 6 витков аналогичного провода. Броневой сердечник можно заменить Ш-образным из того же феррита,а еще лучше сделать на базе тороидального магнитопровода, благо сейчас огромный ассортимент тороидальных сердечников. Омическое сопротивление первичной обмотки составляет 5 Ом. Настройка схемы сводится к следующему. Если схема не работает, необходимо поменять местами концы третьей обмотки. Ток, потребляемый работающей схемой, 50-60 мА. Для любителей запитки ламп постоянным напряжением можно порекомендовать схему , изображенную на рис.2. В схеме уверенно работают динисторы с любым буквенным индексом начиная с А. В качестве трансформатора TV1 используется промышленный типа Д-29-1,2-0,28. Несколько хуже работает Д-20-1,2-0,2, ввиду того что потребляемый ток лампы больше 200 мА, температура нагрева дросселя достигает 50°С. Диоды VD1-VD5 типа КД105 или Д226. Резистор R1 типа МЛТ-2.

    Недостатки схемы:
  -если лампа старая и плохо запускается, резистор R1 начинает сильно нагреваться, так как генератор запуска, собранный на динисторе, работает непрерывно;
  -появление со временем черного пятна с одной из сторон лампы.

   К списку статей

 

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Иконка левого меню
Иконка в правом меню