Economical transformer type light source

Great opportunities for energy saving due to the saving of electrical energy lie in the improvement of outdoor, domestic and industrial lighting, because in this area up to 20% of all electricity produced in the world is spent. Any improvements in light sources, start-up control equipment (PRA), luminaire design, increase in the utilization rate of the luminous flux of the lighting installation lead to a significant economic effect. Particular difficulties arise with the illumination of large objects and the creation of powerful emitting devices for photochemical technologies.

This, as a rule, is associated with the low service life of powerful lamps, since all industrial gas-discharge emitters have electrodes that are intensely destroyed at high current densities. Thus, the service life of high-power gas-discharge lamps does not exceed 1000 hours, while up to 40 % of the input power is lost in the electrodes. One of the most effective ways to solve the problem of increasing the service life and efficiency of gas-discharge light sources is the transition to fundamentally new, electrodeless technologies for generating a gas discharge, which make it possible to significantly (10 times or more) increase the service life of gas-discharge lamps. In this case, due to the absence of near-electrode losses, the efficiency of gas-discharge light sources also increases.

At the Institute of Thermophysics of the SB RAS, on the basis of studies of low-frequency (10 kHz) induction discharges of the transformer type, “experimental samples of induction electrodeless gas-discharge lamps of various powers - from 100 W to 100 kW were developed and created, experimental studies of the characteristics of these light sources were carried out.

источник света на базе трансформатора

rice. 1

The principle of operation of these lamps is similar to that of a transformer. The gas discharge is a closed toroidal plasma loop covering the magnetic circuit. Also, a system of primary windings is made on the magnetic circuit, to which an alternating voltage is supplied from a power source.In fact, the gas discharge acts as a secondary winding of the transformer (see Figure 1). 
The absence of wear parts (electrodes) allows you to remove the limitation on the power put into the lamp and significantly increase the service life of the gas-discharge lamp. Thus, the power of the experimental sample (Fig. 2) reaches 100 kW, and the service life of the developed lamps (determined only by the aging of the material of the walls of the bulb) exceeds 30,000 hours.

мощный индукционный источник света

rice. 2

The principle of operation of these lamps is similar to that of a transformer. The gas discharge is a closed toroidal plasma loop covering the magnetic circuit. Also, a system of primary windings is made on the magnetic circuit, to which an alternating voltage is supplied from a power source.In fact, the gas discharge acts as a secondary winding of the transformer (see Figure 1). 
The absence of wear parts (electrodes) allows you to remove the limitation on the power put into the lamp and significantly increase the service life of the gas-discharge lamp. Thus, the power of the experimental sample (Fig. 2) reaches 100 kW, and the service life of the developed lamps (determined only by the aging of the material of the walls of the bulb) exceeds 30,000 hours.

индукционный источник света с ртутно-аргоновым наполнением 200-400ВА

rice. 3

 For comparison: the most powerful lamp produced by the industry is the DKsTV 50000 xenon lamp with a power of ~ 50 kW and a service life of ~ 600 hours (used in the photochemical industry). Figure 3 shows an induction lamp with a mercury-argon filling. The power of this lamp is 200-400 watts, the service life is more than 50,000 hours, which is 10 times longer than the service life of mercury arc lamps of similar power.

индукционная лампа с неоновым наполнением 500ВА

rice. 4

Figure 4 shows an experimental sample of an induction lamp with neon filling, with a power of up to 500 watts.
Currently, the IT SB RAS, together with the Novosibirsk Electrovacuum Plant, is carrying out research and development work aimed at developing various types of induction lamps: fluorescent lamps with a power of 100-200 W, low-pressure sodium lamps with a power of 200-400 W, neon and xenon gas-discharge lamps of various powers, metal halide lamps, lamps with metal vapors (zinc, cadmium). At the same time, special attention is paid to the problem of environmental safety of the lamps being developed - the problem of creating effective mercury-free light sources. Thus, the developed low-pressure sodium induction lamps with a luminous efficiency of 100-150 Lm / W are 2-3 times more efficient than "traditional" mercury DRL lamps (luminous efficiency -50 Lm / W), while the service life, due to the electrodeless principle of discharge generation, increases The developed induction gas-discharge light sources can be widely used in public utilities and various industries: illumination of streets and squares of cities, railway stations, oil rigs, quarries, application in the photochemical industry, for the disinfection of water and products by UV radiation, etc. Thus, the scope of application of induction light sources is very wide. In fact, these light sources can be successfully used in any branch of industry and utilities that use gas-discharge light sources. The use of the developed transformer-type induction lamps in the municipal economy, due to the long service life and high efficiency of these lamps, will significantly reduce the cost of lighting, replacement and disposal of used lamps. Example: Lamps DRL-400, with a power of 400 watts, currently used for street lighting, have a luminous flux of ~ 20,000 lumens, a service life of ~ 1 year. The cost of one DRL-400 lamp is ~ 150 rubles, the cost of control gear for the DRL-400 lamp is ~ 500 rubles. The power of a low-pressure sodium induction lamp with a similar luminous flux will be no more than 200 watts, the service life is ~ 7 years. The cost of one induction sodium lamp with ballast will not exceed 2000 rubles. For one year of operation, one sodium induction lamp will save electrical energy by ~ 700 rubles. Thus, after three years of operation, sodium induction lamps will fully pay off due to the saved electricity, and for the entire service life, the economic effect (in terms of 1 lamp) will be ~ 4000 rubles. In Novosibirsk, about 30 thousand lamps with DRL lamps are used for street lighting. Complete replacement of these lamps with lamps with induction sodium lamps will save about 120 million rubles within 7 years. Considering the great energy-saving effect of the application.
of the developed transformer-type induction lamps, scientists of the Institute of Thermophysics of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, together with the design departments of the holding company NEVZ-SOYUZ and a number of other city enterprises, began research aimed at creating industrial induction light sources. A number of consultations were held with the leading specialists of our country in the field of lighting engineering and lighting. All participants of the consultations note the unique possibilities of the obtained method of light emission, the possibility of obtaining a whole range of lamps and lamps for various purposes. Today it is almost impossible to find a lamp (except for an incandescent lamp), in which the technologies of key structural elements would have been mastered in Russia. In our case, very great prospects open up for the creation and development of our own production of a completely new light source. Together with the development of transformer-type induction lamps, modern luminaires with electronic starting and control equipment will be developed, which will also increase the efficiency of lighting devices for street lighting. It should be noted that the lamps used for street lighting in the cities of the Russian Federation are hopelessly outdated. They lose up to 30% of the luminous flux created by gas discharge lamps. In conclusion, it should be noted that the solution of the problem associated with the improvement of lighting devices for outdoor and indoor lighting of buildings and structures will contribute to significant energy savings in every city and village.

I. M. Ulanov, Institute of Thermophysics SB RAS (IT SB RAS), V. S. Medvedko,
S. A. Sidorenko, Novosibirsk Electrovacuum Plant (HC JSC "NEVZ-SOYUZ") (article from the magazine "I am an electrician")

To the list of articles
 

 

Total comments: 0

leave a comment

Your email will not be published.

en_GBEN

Экономичный источник света трансформаторного типа

Большие возможности по энергосбережению за счет экономии электрической энергии лежат в усовершенствовании наружного, бытового и производственного освещения, ибо в этой области затрачивается до 20% всей производимой в мире электроэнергии. Любые усовершенствования источников света, пуско регулирующей аппаратуры (ПРА), конструкции светильников, повышение коэффициента использования светового потока осветительной установки приводят к значительному экономическому эффекту. Особые сложности возникают с освещением крупных объектов и созданием мощных излучательных установок для фотохимических технологий.

Это, как правило, связано с низким ресурсом работы мощных ламп, поскольку все выпускаемые промышленностью газоразрядные излучатели имеют электроды, которые интенсивно разрушаются при высоких плотностях тока. Так, срок службы мощных газоразрядных ламп не превышает 1000 ч., при этом до 40 % подводимой мощности теряется в электродах. Одним из наиболее эффективных путей решения проблемы увеличения ресурса работы и эффективности газоразрядных источников света является переход к принципиально новым, безэлектродным технологиям генерации газового разряда, позволяющих значительно (в 10 раз и более) увеличить срок службы газоразрядных ламп. В этом случае, за счет отсутствия приэлектродных потерь, также увеличивается эффективность газоразрядных источников света.

В институте Теплофизики СО РАН на основе исследований низкочастотных (10 кГц) индукционных разрядов трансформаторного типа «были разработаны и созданы экспериментальные образцы индукционных безэлектродных газоразрядных ламп различной мощности — от 100 Вт до 100 кВт, выполнены экспериментальные исследования характеристик данных источников света.

источник света на базе трансформатора

рис. 1

Принцип работы данных ламп аналогичен принципу работы трансформатора. Газовый разряд представляет замкнутый тороидальный плазменный виток, охватывающий магнитопровод. Также на магнитопроводе изготовлена система первичных обмоток, на которые подается переменное напряжение от источника питания.Фактически, газовый разряд выполняет роль вторичной обмотки трансформатора (см.рис.1). 
Отсутствие изнашивающихся узлов (электродов) позволяет снять ограничение на вкладываемую в лампу мощность и значительно увеличить срок службы газоразрядной лампы. Так, мощность экспериментального образца (рис. 2) достигает 100 кВт, а срок службы разрабатываемых ламп (определяемый только старением материала стенок колбы) превышает 30.000 часов.

мощный индукционный источник света

рис. 2

Принцип работы данных ламп аналогичен принципу работы трансформатора. Газовый разряд представляет замкнутый тороидальный плазменный виток, охватывающий магнитопровод. Также на магнитопроводе изготовлена система первичных обмоток, на которые подается переменное напряжение от источника питания.Фактически, газовый разряд выполняет роль вторичной обмотки трансформатора (см.рис.1). 
Отсутствие изнашивающихся узлов (электродов) позволяет снять ограничение на вкладываемую в лампу мощность и значительно увеличить срок службы газоразрядной лампы. Так, мощность экспериментального образца (рис. 2) достигает 100 кВт, а срок службы разрабатываемых ламп (определяемый только старением материала стенок колбы) превышает 30.000 часов.

индукционный источник света с ртутно-аргоновым наполнением 200-400ВА

рис. 3

 Для сравнения: наиболее мощной из выпускаемых промышленностью ламп является ксеноновая лампа  ДКсТВ 50000 мощностью ~50 кВт и сроком службы ~600 ч. (применяется в фотохимической промышленности). На рис.3  представлена индукционная лампа с ртутно-аргоновым наполнением. Мощность данной лампы составляет 200-400 Ватт, срок службы более 50.000 часов, что в 10 раз превышает срок службы дуговых ртутных ламп аналогичной мощности.

индукционная лампа с неоновым наполнением 500ВА

рис. 4

На рисyнке 4  представлен экспериментальный образец индукционной лампы с неоновым наполнением,  мощностью до 500 Вт.
В настоящее время в ИТ СО РАН, совместно с Новосибирским электровакуумным заводом, ведутся научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы, нацеленные на разработку индукционных ламп различных типов: люминисцентные лампы мощностью 100-200 Вт, натриевые лампы низкого давления мощностью 200-400 Вт, неоновые и ксеноновые газоразрядные лампы различной мощности, металлогалогенные лампы, лампы с парами металлов (цинк, кадмий). При этом особое внимание уделяется проблеме экологической безопасности разрабатываемых ламп — проблеме создания эффективных безртутных источников света. Так, разрабатываемые индукционные натриевые лампы низкого давления со световой отдачей 100-150 Лм/Вт в 2-3 раза эффективней «традиционных» ртутных ламп ДРЛ (светоотдача -50 Лм/Вт), при этом срок службы, благодаря безэлектродному принципу генерации разряда, увеличивается на порядок.Разрабатываемые индукционные газоразрядные источники света могут найти широкое применение в коммунальном хозяйстве и различных отраслях промышленности: освещение улиц и площадей городов, железнодорожных станций, буровых вышек, карьеров, применение в фотохимической промышленности, для обеззараживания воды и продуктов УФ излучением и т. д. Таким образом, сфера применения индукционных источников света очень широка. Фактически, данные источники света могут быть с успехом использованы в любой отрасли промышленности и коммунального хозяйства, применяющей газоразрядные источники света. Применение разрабатываемых индукционных ламп трансформаторного типа в коммунальном хозяйстве, благодаря большому сроку службы и высокой эффективности данных ламп, позволит существенным образом сократить расходы на освещение, замену и утилизацию отработанных ламп. Пример: Лампы ДРЛ-400, мощностью 400 ватт, применяемые в настоящее время для уличного освещения, имеют световой поток ~ 20000 люмен, срок эксплуатации ~1 года. Стоимость одной лампы ДРЛ-400 составляет ~150 руб., стоимость пускорегулирующей аппаратуры для лампы ДРЛ-400 составляет ~500 руб. Мощность натриевой индукционной лампы низкого давления с аналогичным световым потоком составит не более 200 ватт, срок эксплуатации ~7 лет. Стоимость одной индукционной натриевой лампы с ПРА составит не более 2000 руб. За один год эксплуатации одна натриевая индукционная лампа сэкономит электрической энергии на сумму ~700 руб. Таким образом, уже через три года эксплуатации натриевые индукционные лампы полностью окупятся за счет сэкономленной электроэнергии, а за весь срок эксплуатации экономический эффект (в пересчете на 1 светильник) составит ~4000 руб. В г. Новосибирске для уличного освещения применяется ~ 30 тысяч светильников с лампами ДРЛ. Полная замена данных светильников на светильники с индукционными натриевыми лампами позволит сэкономить в течении 7 лет примерно 120 миллионов рублей. Учитывая большой энергосберегающий эффект от применения.
разрабатываемых индукционных ламп трансформаторного типа, ученые института Теплофизики СО РАН совместно с конструкторскими подразделениями холдинговой компании ОАО «НЭВЗ-СОЮЗ» и ряда других предприятий города приступили к исследованиям, нацеленным на создание индукционных источников света промышленного назначения. Проведен ряд консультаций с ведущими специалистами нашей страны в области светотехники и освещения. Все участники консультаций отмечают уникальные возможности полученного способа излучения света, возможности получения целой гаммы светильников и ламп различного назначения. Сегодня практически невозможно найти лампу (кроме лампы накаливания), в которой технологии ключевых элементов конструкции были бы освоены в России. В нашем случае открываются очень большие перспективы по созданию и развитию собственного производства совершенно нового источника света. Совместно с разработкой индукционных ламп трансформаторного типа будут разработаны современные светильники с электронной пуско-регулирующей аппаратурой, которые также позволят увеличить эффективность осветительных устройств для уличного освещения. Следует отметить, что светильники, применяемые для уличного освещения городов РФ, безнадежно устарели. В них теряется до 30% светового потока, создаваемого газоразрядными лампами. В заключении следует отметить, что решение задачи, связанной с усовершенствованием осветительных устройств для наружного и внутреннего освещения зданий и сооружений будет способствовать значительной экономии электроэнергии в каждом городе и поселке.

И. М. Уланов, Институт теплофизики СО РАН (ИТ СО РАН), В. C. Медведко,
С. А. Сидоренко, Новосибирский электровакуумный завод (ХК ОАО «НЭВЗ-СОЮЗ») (статья из журнала «Я электрик»)

К списку статей
 

 

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Иконка левого меню
Иконка в правом меню