Calculation of a network transformer for a power supply

  In linear power supplies, as a rule, the main element is a mains transformer, usually a step-down transformer, which reduces the mains voltage to the required value. How to calculate it correctly (choose a magnetic core, calculate the diameter of the winding wire, the number of turns in the windings, etc.) will be discussed in the proposed article.

How to choose a magnetic core

By design, magnetic circuits for network transformers are divided into armored, rod and toroidal, and according to the manufacturing technology - into lamellar (Fig. 1) and tape (Fig. 2). Figures 1 and 2 indicate magnetic circuits: a) - armored, b) - rod, c) - toroidal.

      In transformers of low (up to 300 W) and medium power (up to 1000 W), tape magnetic circuits are more often used. And among the tape, toroidal magnetic circuits are most applicable. They have a number of advantages over, for example, armored ones:

  1.  Less weight, approximately 25 %, with the same transformer power.
  2.  Less, by about 30 % leakage inductance.
  3.  More efficiency.
  4.  Less sensitive to external electromagnetic fields.
  5.  Large winding cooling surface.

                      Order a mains toroidal transformer right now  

 However, toroidal magnetic circuits also have disadvantages:

  1. Technologically sophisticated coil winding.
  2. Less protection of the coils from mechanical stress.
                                                               
                                                             размеры трансформатора  
       In toroidal transformers, almost all the magnetic flux passes through the magnetic circuit, so the leakage inductance is minimal, but the complexity of manufacturing the windings is very high.

As an example, we will choose a rod tape magnetic circuit. Such magnetic cores are made of the following types: PL - rod tape; PLV - rod tape of the smallest mass; PLM - rod tape with reduced copper consumption; PL R - core tape of the lowest cost. In fig. 3 shows the designations of the overall dimensions of the magnetic circuit: A - width; H - height; a is the thickness of the rod; b is the width of the tape; c - window width; h - window height; h1 is the height of the yoke. The core magnetic circuits have been assigned an abbreviated designation, for example PL8x 12.5x 16 where PL is the U-shaped tape, 8 is the thickness of the rod, 12.5 is the width of the tape, 16 is the height of the window. The dimensions of the PL and PLR magnetic cores are given in table. 1 and 2.

Options for placing coils on a magnetic circuit

   The various options for the arrangement of the coils on the rods of the magnetic circuit are comparable in one of the main parameters of the transformers - the leakage inductance, which we calculate by the formula:

                                                                                                                 LS = 2uO * w12 * wm.vol. * B / (3h)

  where uO = 4l * 107H / m - magnetic constant; w, is the number of turns of the primary winding; vsr.ob. — average length of a turn of windings, cm; b is the thickness of the windings, cm; h is the height of the winding, cm. This formula is obtained under the condition that the windings are cylindrical, not sectioned and arranged concentrically. Winding connection diagrams for all variants are shown in Fig. 4.
   We will carry out comparative calculations for a transformer on a magnetic circuit PL 10 × 12.5 × 40, which has one primary and one secondary winding. In order for all the design options to be in the same conditions, we take the thickness of the windings b = = c / 4 and the number of turns of the primary winding w, = 1000.

Consider the first option, when the primary and secondary windings are located on the same rod (Fig. 4, a). A drawing of the coil is shown in fig. 5. First, calculate the average length of a turn of the windings:
 Vsr.ob. = 2a + 2b + 2p * s / 4 = 6.5cm. , and then the leakage inductance of the coil of the first option: LS1 = uo * c * w12 * wsr.ob./ (6h) = 4p * 10-9 * 6.5 * 1.25 / (6 * 4) = 4.25mH. In the second version, the primary and secondary windings are divided into two equal parts, which are located on two rods (Fig. 4, b). Each coil consists of half w and half w2. A drawing of the coils is shown in fig. 6. Let's calculate the leakage inductance of one coil (w, = 500), and then double the result, since the coils are the same: LS2 = 2 * uO * c * w12 * wsr.rev ./ (6h) = 2 * 4p * 10-9 * 25 * 104 * 6.5 * 1.25 / (6-4) = 2.13mH. The two primary windings in the third version are located in two coils on different rods, each of which contains 1000 turns. Both primary windings are connected in parallel. The secondary winding is also placed in two coils on different rods, and two cases are possible: two half-windings with a full number of turns, connected in parallel (Fig. 4, c), or the secondary winding is divided into two half-windings with half the number of turns, connected in series (Fig. . 4, d). A drawing of the coils is shown in fig. 6 In this version, the leakage inductance is the same as in the second version: LS3 = LS2 = 2.13mH.
  It should be remembered that in the second and third options, the primary and secondary windings and half-windings must be turned on according to the magnetic fluxes they create in the magnetic circuit have the same direction. In other words, magnetic fluxes should be added, not subtracted. In fig. 7a shows the wrong connection, and fig 7b - the correct one.

                          
                          

     The need to comply with the rules for connecting windings and semi-windings is a disadvantage of the second and third options. In addition, in the third version, the total magnetic flux from the primary winding is twice as large as compared to others, which can lead to saturation of the magnetic circuit and, as a consequence, to distortion of the sinusoidal voltage waveform. Therefore, the third option for turning on the windings in practice should be applied carefully. In the fourth version, the primary winding is completely located on one core of the magnetic circuit, and the secondary - on the other (Fig. 4, e). The drawing of the coils is shown in Fig. 8 Since the windings are not concentric, we use the formula to calculate the leakage inductance:  
 where b = c / 4 is the thickness of the windings, cm RVN = wob ./ (2p) is the outer radius of the winding, cm; wob. = 2a + 2b + 2pb - outer length of the winding turn, see Calculate the outer length of the turn and the outer radius of the winding: wob. = 6.5 cm; R = 1.04cm. Substituting the calculated values into the formula for calculating the leakage inductance, we get LS4 = 88.2 mH.
   In addition to the four considered, there are many other options for the location of the windings on the rods of the magnetic circuit, however, in all other cases, the leakage inductance is greater than in the second and third options.

     Analyzing the results obtained, the following conclusions can be drawn:
 1. The leakage inductance is minimal in the second and third variants of the winding arrangement and is in the following ratio LS4 >> LS1> LS2 = LS3.
 2 Transformers of the third version have two identical primary windings, therefore they are heavier, more laborious and expensive than in the second version.
    Therefore, in the manufacture of low-power transformers, it is necessary to choose the connection scheme and the arrangement of the windings, considered in the second option. The secondary half-windings can be connected in series if a higher output voltage is required, and in parallel if a higher output current is required.
                                                                                                       
                                                                                                                       

 V. PERSHIN
To the list of articles

Total comments: 0

leave a comment

Your email will not be published.

en_GBEN

Расчет сетевого трансформатора для источника питания

  В линейных источниках питания, как правило, основной элемент — сетевой трансформатор, обычно понижающий, который уменьшает сетевое напряжение до необходимого значения. О том, как правильно его рассчитать (выбрать магнитопровод, рассчитать диаметр обмоточного провода, число витков в обмотках и т. д.), пойдет речь в предлагаемой статье.

Как выбрать магнитопровод

По конструктивному исполнению магнитопроводы для сетевых трансформаторов подразделяют на броневые, стержневые и тороидальные, а по технологии изготовления — на пластинчатые (рис. 1) и ленточные (рис. 2). На рис.1 и 2 обозначены магнитопроводы: а) — броневые, б) — стержневые, с) — тороидальные.

      В трансформаторах малой (до 300 Вт) и средней мощности (до 1000 Вт) чаще используют ленточные магнитопроводы . А среди ленточных наиболее применимы тороидальные магнитопроводы. Они имеют ряд    преимуществ по сравнению например, с броневыми :

  1.  Меньшая, приблизительно на 25 % масса при одинаковой мощности трансформатора.
  2.  Меньшая, примерно на 30 % индуктивность рассеяния.
  3.  Больше КПД.
  4.  Меньшая чувствительность к внешним электромагнитным полям.
  5.  Большая поверхность охлаждения обмоток.

                      Закажите сетевой тороидальный трансформатор прямо сейчас  

 Однако тороидальным магнитопроводам присущи и недостатки:

  1. Технологически сложная намотка катушек.
  2. Меньшая защищенность катушек от механического воздействия.
                                                               
                                                             размеры трансформатора  
       В тороидальных трансформаторах практически весь магнитный поток проходит по магнитопроводу, поэтому индуктивность рассеяния у них минимальная, однако сложность изготовления обмоток весьма высока.

Для примера выберем стержневой ленточный магнитопровод . Подобные магнитопроводы изготавливают следующих типов: ПЛ — стержневой ленточный; ПЛВ — стержневой ленточный наименьшей массы; ПЛМ — стержневой ленточный с уменьшенным расходом меди; ПЛ Р — стержневой ленточный наименьшей стоимости . На рис. 3 показаны обозначения габаритных размеров магнитопровода: А — ширина; Н — высота; а — толщина стержня; b — ширина ленты; с — ширина окна; h — высота окна; h1 — высота ярма. Стержневым магнитопроводам присвоено сокращенное обозначение, например ПЛ8х 12,5х 16 где ПЛ — П-образный ленточный, 8 — толщина стержня, 12,5 — ширина ленты, 16 — высота окна. Размеры магнитопроводов ПЛ и ПЛР приведены в табл. 1 и 2.

Варианты размещения катушек на магнитопроводе

   Различные варианты расположения катушек на стержнях магнитопровода сравним по одному из основных параметров трансформаторов — индуктивности рассеяния, которую рассчитаем по формуле:

                                                                                                                 LS=2uO*w12 *вср.об.*b/(3h)

  где uO= 4л*107Гн/м — магнитная постоянная; w, — число витков первичной обмотки; вср.об.— средняя длина витка обмоток, см; b — толщина обмоток, см; h — высота обмотки, см. Эта формула получена при условии, что обмогки — цилиндрические, не секционированы и расположены концентрически. Схемы соединения обмоток для всех вариантов показаны на рис. 4.
   Сравнительные расчеты проведем для трансформатора на магнитопроводе ПЛ 10×12,5×40, имеющего одну первичную и одну вторичную обмотки. Чтобы все расчетные варианты находились в одинаковых условиях, примем толщину обмоток b = = с/4 и число витков первичной обмотки w, = 1000.

Рассмотрим первый вариант, когда первичная и вторичная обмотки расположены на одном стержне (рис. 4, а). Чертеж катушки показан на рис. 5. Сначала рассчитаем среднюю длину витка обмоток:
 Вср.об.=2а+2b+2п*с/4=6,5см.  , а затем индуктивность рассеяния катушки первого варианта: LS1=uo*c*w12*вср.об./(6h)=4п*10-9*6,5*1,25/(6*4)=4,25мГн. Во втором варианте первичная и вторичная обмотки разделены на две равные части, которые размещены на двух стержнях (рис. 4, б). Каждая катушка состоит из половины обмотки w, и половины w2. Чертеж катушек показан на рис. 6. Вычислим индуктивность рассеяния одной катушки (w, = 500), а затем результат удвоим, поскольку катушки одинаковы: LS2=2*uO*c*w12*вср.об./(6h)=2*4п*10-9*25*104*6,5*1,25/(6-4)=2,13мГн. Две первичные обмотки в третьем варианте расположены в двух катушках на разных стержнях, каждая из которых содержит по 1000 витков. Обе первичные обмотки соединены параллельно. Вторичная обмотка также размещена в двух катушках на разных стержнях, причем возможны два случая: две полуобмотки с полным числом витков, соединенные параллельно (рис. 4, в), или вторичная обмотка разделена на две полуобмотки с вдвое меньшим числом витков, соединенные последовательно (рис. 4, г). Чертеж катушек показан на рис. 6 В этом варианте индуктивность рассеяния такая же, как и во втором варианте: LS3=LS2=2.13мГн.
  Следует помнить, что во втором и третьем вариантах первичные и вторичные обмотки и полуобмотки должны быть включены согласно, чтобы создаваемые ими магнитные потоки в магнитопроводе имели одинаковое направление. Другими словами, магнитные потоки должны суммироваться, а не вычитаться. На рис. 7а показано неправильное подключение, а на рис 7б — правильное.

                          
                          

     Необходимость соблюдения правил соединения обмоток и полуобмоток — недостаток второго и третьего вариантов. Кроме того, в третьем варианте суммарный магнитный поток от первичной обмотки вдвое больше по сравнению с другими, что может привести к насыщению магнитопровода и, как следствие, к искажению синусоидальной формы напряжения. Поэтому применять третий вариант включения обмоток на практике следует осторожно. В четвертом варианте первичная обмотка полностью расположена на одном стержне магнитопровода, а вторичная — на другом (рис. 4, д) Чертеж катушек показан на рис. 8 Поскольку обмотки расположены не концентрически, для расчета индуктивности рассеяния воспользуемся формулой:  
 где b = с/4 — толщина обмоток, см RВН=воб./(2п)— внешний радиус обмотки, см; воб.=2а+2b+2пb— наружная длина витка обмотки, см. Вычислим наружную длину витка и внешний радиус обмотки: воб.=6,5см; R=1,04см. Подставляя рассчитанные значения в формулу для вычисления индуктивности рассеяния, получим LS4= 88,2 мГн.
   Кроме рассмотренных четырех существует еще много других вариантов расположения обмоток на стержнях магнитопровода, однако во всех остальных случаях индуктивность рассеяния больше, чем во втором и третьем вариантах.

     Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
 1. Индуктивность рассеяния минимальна во втором и третьем вариантах расположения обмоток и находится в таком соотношении LS4>>LS1>LS2=LS3.
 2 У трансформаторов третьего варианта две одинаковые первичные обмотки, поэтому они более тяжелые, трудоемкие и дорогие, чем во втором варианте.
    Следовательно, при изготовлении трансформаторов малой мощности следует выбирать схему соединения и расположение обмоток, рассмотренные во втором варианте. Вторичные полуобмотки можно соединять и последовательно, если необходимо получить более высокое напряжение на выходе, и параллельно, если требуется больший выходной ток.
                                                                                                       
                                                                                                                       

 В. ПЕРШИН
К списку статей

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Иконка левого меню
Иконка в правом меню