Mains voltage normalizer. Construction principles.

A.P. Krivetsky
The article describes a general approach to building an inexpensive voltage normalizer
an alternating current electrical network based on an autotransformer with 4 taps,
switched by triac keys. A method of decreasing the switching step using phase voltage boost is considered,
without changing the structure of the device.

Mains voltage, especially in weak suburban networks, is subject to significant fluctuations far beyond the standard tolerance of ± 10%. Fortunately, the dielectric strength of many household appliances allows them to withstand even voltages outside the 20 percent tolerance. Not all devices have power supplies that allow a wide range of supply voltages, so their normal operation is not guaranteed. In addition, overvoltage or undervoltage has a detrimental effect on their durability.

This problem is not new and exists in different countries. Not for nothing, for example, in Germany, for provincial areas, electronic and electromechanical devices are produced that maintain the voltage in the network of a residential building within acceptable limits.

The most compact devices are based on autotransformers with stepwise switching of windings. Periodicals [1-4] described many variants of such devices for self-production. In all these devices, an attempt is clearly visible to increase the number of steps to reduce the switching step (the author has seen up to 12). This leads to an unnecessary complication of the described devices. In addition, they irrationally use an autotransformer, which, as a rule, has a fixed connection to the network, where the voltage varies over a wide range, and a switchable load connection, where the voltage changes within narrow limits [4]. But, most importantly, in many such electronic devices [4 ... 6], the triac switches are switched incorrectly, which causes fair complaints from users, and sometimes the inoperability of stabilizers in real conditions.

In the article, according to the author, a more rational approach to the design of such devices is proposed.

In this case, it is more expedient to set the task of not stabilizing, but normalizing the mains voltage, i.e. keeping it within the standard 10% tolerance. This will simplify and reduce the cost of the device.

In fig. 1 shows a block diagram of the mains voltage normalizer. It consists of an autotransformer T, triac switches VS1 - VS5, VSд, a current sensor, a voltage sensor and a control system.

The autotransformer is connected to the network using triac keys. The power of the autotransformer at a maximum transformation ratio of 1.2 will be 20% of the maximum load power without taking into account the efficiency, since an autotransformer, unlike a transformer, transforms only a fraction of the power. The VS5 switch completely turns off the autotransformer when the transformation ratio is equal to 1. This increases the efficiency, since any transformer has, albeit a small, no-load current, at which hundreds of kilowatts of electricity are additionally consumed per year. The current of this key will also be about 20% from the current of the keys VS1 - VS4, again without taking into account the efficiency. An additional VSd key (shown in color) allows you to completely turn off the normalizer and the load in emergency situations, leaving monitoring the state of the network for automatic turning on. The use of an additional key allows you to reduce the voltage requirements for the remaining keys, because they turn out to be connected in series with VSd.

Структурная схема нормализатора сети

    The proposed transfer characteristic of the normalizer is shown in Fig. 2. The load is permanently connected to one of the taps, the network is connected through one of the switches (VS1 - VS4), depending on the input voltage and the selected range (d1 - d4, respectively). This makes it possible to reduce the redundancy of the autotransformer, because the entire winding is rated for maximum voltage. At reverse connection, for example [4,5], when the network is permanently connected to one of the taps, and the load is switched, the winding before the network tap must be designed for the maximum possible voltage. And so that the autotransformer could also be a step-up one, it would be necessary to add more windings after this one.

This figure shows the characteristics of the normalizer in 4 switchable ranges d1 - d4. For each range, the corresponding graph shows the transformation ratio of the autotransformer k and the switching points from one range to another (U2 - U7). When the mains voltage goes beyond the normalization range, the normalizer disconnects the load and its power section. As can be seen from the graph, the characteristic has significant switching hysteresis, which are achieved by overlapping ranges. This avoids frequent switching with small voltage fluctuations at the edge of any range. For the same purpose, the lower and upper turn-off voltages U1, U8 and turn-on voltages U1 *, U8 * noticeably differ at the boundaries of the normalization range. Additionally, measures can be taken based on time delays of reclosing and band switching. The characteristic is constructed in such a way that a slight violation by the output voltage of the standard tolerance field is allowed at the boundaries of the normalization range. This is done in order to expand the working range.

Передаточная характеристика нормализатора напряжения сети

     With a sinusoidal voltage, the triac switch can be opened at any time, and it will close only when the current through it becomes zero (if strictly - less than the holding current). With a reactive nature of the load, the phases of the current and voltage do not coincide. This is shown in Fig. 3, (IWITH - current with a capacitive nature of the load, IL - with inductive).Сдвиг фазы тока в зависимости от характера нагрузки    It can be seen from the diagrams that when the voltage crosses zero, the current in the general case may not be equal to zero. The phase difference between current and voltage will depend on the magnitude of the reactivity. Therefore, an attempt to switch the keys on the transition of voltage through zero [4, 5, 6] can lead to a short circuit of the autotransformer sections. For this reason, keys with a built-in zero detector cannot be used in this device. The simplest case for the proposed circuit occurs in the absence of an external load, then the key load is the inductance of the autotransformer winding. To avoid an accident in the absence of a current sensor, time delays are introduced. A sufficient (for any load) delay in turning on the next switch will lead to discontinuities in the sinusoid or even to skip a period.
    The control system during switching must take into account not only the voltage, but also the current. The current sensor will allow you to accurately track the moment of the current crossing through zero and carry out continuous switching of ranges for any type of load. The voltage sensor will not only measure the value of the input voltage, but also track the voltage transitions through zero, which will allow you to turn on the device correctly, without a sharp surge, when there is no current (all keys are turned off).

The response of the normalizer to voltage changes should be fast enough to quickly determine the nature of the response. Therefore, it is desirable to measure the voltage in each period. Moreover, the detector should reflect the energy of each period, and not the amplitude. In the household network, the sinusoid is often distorted.

As can be seen from the diagram in Fig. 1, voltage control is carried out only at the input. With the correct design of the autotransformer, the input and output voltages are rigidly connected by the transformation ratio, therefore, knowing the input, you can accurately predict the output voltage.

With the selected step of voltage change (~ 22V), range switching will be noticeable visually by lighting devices. This effect is partially mitigated by the fact that switching will occur infrequently due to the large hysteresis and switching delays within the normalization range. As practice shows, it turns out quite acceptable.

Another advantage of the proposed scheme for constructing the normalizer is that if the lower wire in the scheme is used as a zero, then the integrity of the neutral is not violated.

When the mains voltage goes beyond the normalization range, all switches must be turned off and the load is de-energized. For the reliability of the performance of protective functions, the normalizer must withstand in this state a prolonged exposure to line voltage of 380V. For this, it is not at all necessary to use all switches with a high voltage class. In the closed state, series-connected keys will withstand a higher voltage. It is useful to note that keys of a lower voltage class have a lower cost.

Схема подключения вольтодобавки

This circuit has one more non-obvious possibility, which will allow to reduce the switching step or introduce smooth regulation to build a stabilizer with output voltage feedback without increasing the number of autotransformer taps [7]. This possibility is incorporated in the properties of the triac key. The triac can be closed without waiting for the current to drop to zero, but by briefly applying a reverse polarity voltage to the open triac. This, however, will also lead to an artificial change in the direction of the current and its transition through zero.

Figure 4 shows a simplified diagram showing the distribution of polarities in different parts of it with a positive half-wave. Let's say the VS2 key is open and current flows through it through the winding w2. In this case, a voltage is induced in the winding w1 with the polarity shown in the figure. If at this time the VS1 key is opened, then the winding voltage w1 will be applied to the VS2 key in the same polarity as it has been on it so far. As a result, the winding w1 will close through both open keys. Now let's say that the VS1 key is open at first, while the polarities of the voltages induced in the windings are distributed in the same way. If you then open the VS2 key, the winding voltage w1 will be applied to the VS1 key in reverse polarity. This closes the VS1 key while leaving VS2 open. The autotransformer will go into boost mode. The same will happen with a negative half-wave. With a transformation ratio of 1.1, the output voltage will have the form shown in Fig. 5

Форма выходного напряжения при фазовом подключении вольтодобавки

   If, with a sinusoidal voltage waveform, smoothly change the phase of connecting the discrete voltage boost, then the effective value of the output voltage will also change smoothly. In this example, when the voltage boost connection phase changes from 0 to 180 degrees, the effective voltage at the output will change to 10%. This method of regulation is called phase boost.

Figure 6 shows the dependence of the change in the normalized effective voltage value on the voltage boost connection phase. It can be seen from the figure, in order to obtain a uniform step of change in the output voltage in 2.5% with a width of the 10% range, a voltage boost must be connected in the phases 66 °, 90 ° and 114 °.

The disadvantage of this method is the distortion of the output voltage waveform and the nonlinearity of the control characteristic. However, these disadvantages are not significant.

Зависимость нормализованного действующего напряжения от фазы включения вольтодобавки

     Ferroresonant stabilizers give much higher distortion. And the converters for uninterruptible power supply, which have become widespread in recent years, generally form a meander. Some of them introduce zero pauses between pulses, which allow to bring the level of harmonics up to 35%. In the circuit under consideration, when the waveform has the form shown in Fig. 5 (turning on the 10% voltage boost at 90 °), the amplitude of the first harmonic is 94% of the total amplitude, the third is 3.15%, the 5th and 7th is 1.1%. , 9th and 11th - 0.63%, the rest are less.

   The nonlinearity of the control characteristic can be taken into account in software if the control system is built on a microcontroller.

   Thus, the proposed structure in the presence of a programmable control system makes it possible to build network voltage normalizers based on a simple 4-stage autotransformer. At the same time, the total cost of the structure, which is mainly determined by the power unit, will be noticeably less than traditional multistage ones, due to a decrease in the number of powerful keys and the volume of the autotransformer. The emergence of the possibility of multi-stage or even smooth regulation will allow the stabilization of the output voltage.

Bibliography.

  1. Yashchenko O. AC voltage stabilizer. - Radio No. 1, 1981, p. 10-12.
  2. Kagan A. Electronic-relay voltage stabilizer. - Radio No. 8, 1991, pp. 34-36.
  3. Koltsov V. Stabilizer from a laboratory autotransformer. To help the radio amateur: Collection. Issue 64. - M .: DOSAAF, 1979, p. 52-59.
  4. Koryakov S. Mains voltage stabilizer with microcontroller control. - Radio No. 8, 2002, pp. 26-29.
  5. Godin A. AC voltage stabilizer. - Radio No. 8, 2005, p. 33-36.
  6. Ozolin M. Improved control unit of the AC voltage stabilizer. - Radio No. 7, 2006, p. 34-35.
  7. Veresov G.P. Power supply for household electronic equipment. - M .: Radio and communication, 1983, p. 66-67.

Total comments: 0

leave a comment

Your email will not be published.

en_GBEN

Нормализатор напряжения сети. Принципы построения.

А.П.Кривецкий
В статье описан общий подход к построению недорогого нормализатора напряжения
электрической сети переменного тока на основе автотрансформатора с 4-мя отводами,
коммутируемых симисторными ключами. Рассматривается способ уменьшения шага переключения с помощью фазовой вольтодобавки,
без изменения структуры устройства.

Сетевое напряжение, особенно в слабых сетях пригородных районов, подвержено значительным колебаниям, далеко выходящих за стандартный допуск ±10%. К счастью электрическая прочность многих бытовых приборов позволяет им выдерживать даже выходы напряжения за пределы 20-ти процентного допуска. Не все приборы имеют блоки питания, допускающие широкие пределы изменения питающих напряжений, поэтому нормальная их работа не гарантируется. Кроме того, слишком повышенное или пониженное напряжение пагубно влияет на их долговечность.

Эта проблема не нова и существует в разных странах. Не даром, например, в Германии для провинциальных районов выпускаются электронные и электромеханические устройства, поддерживающие напряжение в сети жилого дома в допустимых пределах.

Наиболее компактными получаются устройства на основе автотрансформаторов со ступенчатым переключением обмоток. В периодических изданиях [1-4] описывалось много вариантов таких устройств, для самостоятельного изготовления. Во всех этих устройствах явно просматривается попытка увеличения числа ступеней для уменьшения шага переключения (автору доводилось видеть до 12). Это приводит к неоправданному усложнению описанных устройств. Кроме того, в них нерационально используется автотрансформатор, который, как правило, имеет фиксированное включение в сеть, где напряжение меняется в широких пределах, и переключаемое подключение нагрузки, где напряжение меняется в узких пределах [4]. Но, самое главное, во многих подобных электронных устройствах [4…6] неправильно осуществляется коммутация симисторных ключей, что вызывает справедливые нарекания пользователей, а иногда и неработоспособность стабилизаторов в реальных условиях.

В статье, по мнению автора, предлагается более рациональный подход к проектированию подобных устройств.

В данном случае, целесообразнее ставить задачу не стабилизации, а нормализации сетевого напряжения, т.е. поддержание его в пределах стандартного 10% допуска. Это позволит упростить и удешевить устройство.

На рис. 1 приведена структурная схема нормализатора напряжения сети. Он состоит из автотрансформатора Т, симисторных ключей VS1 – VS5, VSд, датчика тока, датчика напряжения и системы управления.

Автотрансформатор подключается к сети с помощью симисторных ключей. Мощность автотрансформатора при максимальном коэффициенте трансформации 1,2 будет составлять 20% от максимальной мощности нагрузки без учета КПД, т.к. автотрансформатор в отличие от трансформатора трансформирует лишь часть мощности. Ключ VS5 полностью отключает автотрансформатор при коэффициенте трансформации равном 1. Это повышает экономичность, т. к. любой трансформатор имеет, хоть и небольшой, ток холостого хода, при котором в пересчете на год дополнительно потребляются сотни киловатт электроэнергии. Ток этого ключа так же будет составлять около 20% от тока ключей VS1 – VS4, опять же без учета КПД. Дополнительный ключ VSд (показан цветом) позволяет полностью отключать нормализатор и нагрузку в аварийных ситуациях, оставляя слежение за состоянием сети для автоматического включения. Применение дополнительного ключа позволяет снизить требования по допустимому напряжению к остальным ключам, т.к. они оказываются соединенными последовательно с VSд.

Структурная схема нормализатора сети

    Предлагаемая передаточная характеристика нормализатора показана на рис.2.Нагрузка подключается постоянно к одному из отводов, сеть подключается через один из ключей (VS1 – VS4) в зависимости от входного напряжения и выбранного диапазона (d1 – d4 соответственно). Это позволяет уменьшить избыточность автотрансформатора, т.к. вся обмотка рассчитана на максимальное напряжение. При обратном включении, например [4,5], когда сеть постоянно подключена к одному из отводов, а нагрузка переключается, обмотка до сетевого отвода должна быть рассчитана на максимально возможное напряжение. А чтобы автотрансформатор мог быть еще и повышающим, пришлось бы добавлять еще обмотки вслед за этой.

На этом рисунке показаны характеристики нормализатора в 4-х переключаемых диапазонах d1 – d4. Для каждого диапазона на соответствующем графике показан коэффициент трансформации автотрансформатора k и точки переключения из одного диапазона в другой (U2 – U7). При выходе сетевого напряжения за пределы диапазона нормализации, нормализатор отключает нагрузку и свою силовую часть. Как видно из графика, характеристика имеет значительные гистерезисы переключений, которые достигаются взаимным перекрытием диапазонов. Это позволяет избегать частых переключений при небольших колебаниях напряжения на границе какого-либо диапазона. С этой же целью заметно отличаются нижние и верхние напряжения выключения U1, U8 и включения U1*, U8* на границах диапазона нормализации. Дополнительно могут быть приняты меры, основанные на временных задержках повторного включения и переключений диапазонов. Характеристика построена так, что на границах диапазона нормализации допускается небольшое нарушение выходным напряжением штатного поля допуска. Это сделано с целью расширения рабочего диапазона.

Передаточная характеристика нормализатора напряжения сети

     При синусоидальном напряжении симисторный ключ может быть открыт в любой момент времени, а закроется он лишь тогда, когда ток через него станет равным нулю (если строго – меньше тока удержания). При реактивном характере нагрузки фазы тока и напряжения не совпадают. Это показано на рис.3, (IС – ток при емкостном характере нагрузки, IL – при индуктивном).Сдвиг фазы тока в зависимости от характера нагрузки    Из диаграмм видно, что когда напряжение переходит через ноль, ток в общем случае может быть не равен нулю. Разность фаз тока и напряжения будет зависеть от величины реактивности. Поэтому попытка переключать ключи по переходу напряжения через ноль [4, 5, 6] может привести к короткому замыканию секций автотрансформатора. По этой причине применять ключи со встроенным детектором нуля в данном устройстве нельзя. Простейший случай для предложенной схемы наступает при отсутствии внешней нагрузки, тогда нагрузкой ключа выступает индуктивность обмотки автотрансформатора. Чтобы не произошла авария при отсутствии датчика тока, вводят временные задержки. Достаточная (для любой нагрузки) задержка включения следующего ключа будет приводить к разрывам синусоиды или даже к пропуску периода.
    Система управления при переключениях должна учитывать не только напряжение, но и ток.Датчик тока позволит точно отслеживать момент перехода тока через ноль и осуществлять безразрывное переключение диапазонов при любом характере нагрузки.Датчик напряжения позволит не только измерять величину входного напряжения, но и отслеживать переходы напряжения через ноль, что позволит правильно, без резкого броска включить устройство, когда тока нет (все ключи выключены).

Реакция нормализатора на изменения напряжения должна быть достаточно быстрой, чтобы оперативно определять характер ответных действий. Поэтому измерять напряжение желательно в каждом периоде. Причем, детектор должен отражать энергию каждого периода, а не амплитуду. В бытовой сети синусоида часто бывает искажена

Как видно из схемы на рис.1, контроль напряжения осуществляется только на входе. При правильной конструкции автотрансформатора входное и выходное напряжения жестко связаны коэффициентом трансформации, поэтому, зная входное, можно точно спрогнозировать выходное напряжение.

При выбранном шаге изменения напряжения (~ 22В), переключения диапазонов будут заметны визуально по осветительным приборам. Этот эффект частично сглаживается тем, что переключение будет происходить не часто из-за большого гистерезиса и задержек переключений внутри диапазона нормализации. Как показывает практика, – получается вполне приемлемо.

Еще одним преимуществом предложенной схемы построения нормализатора является то, что если нижний по схеме провод использовать в качестве нулевого, то не нарушается целостность нейтрали.

При выходе сетевого напряжения за границы диапазона нормализации все ключи должны быть выключены и нагрузка обесточена. Для надежности выполнения защитных функций нормализатор должен выдерживать в таком состоянии длительное воздействие линейного напряжения в 380В. Для этого совсем не обязательно использовать все ключи с высоким классом по напряжению. В закрытом состоянии последовательно соединенные ключи будут выдерживать большее напряжение. Полезно заметить, что ключи более низкого класса по напряжению имеют более низкую стоимость.

Схема подключения вольтодобавки

У этой схемы есть еще одна неочевидная возможность, которая позволит уменьшить шаг переключения или ввести плавное регулирование для построения стабилизатора с обратной связью по выходному напряжению без увеличения числа отводов автотрансформатора [7]. Эта возможность заложена в свойствах симисторного ключа. Симистор можно закрыть, не дожидаясь снижения тока до нуля, а кратковременно приложив к открытому симистору напряжение обратной полярности. Это, впрочем, также приведет к искусственной смене направления тока и переходу его через ноль.

На рис.4 приведена упрощенная схема, где показано распределение полярностей на разных ее участках при положительной полуволне. Допустим, открыт ключ VS2 и через него протекает ток по обмотке w2. При этом в обмотке w1 индуцируется напряжение с полярностью, показанной на рисунке. Если в это время открыть ключ VS1, то напряжение обмотки w1 приложится к ключу VS2 в той же полярности, какая была на нем до сих пор. В результате произойдет замыкание обмотки w1 через оба открытых ключа. Теперь допустим, что вначале открыт ключ VS1, при этом полярности напряжений, индуцируемых в обмотках, распределяются так же. Если затем открыть ключ VS2, то напряжение обмотки w1 окажется приложенным к ключу VS1 в обратной полярности. При этом ключ VS1 закроется, а VS2 останется открытым. Автотрансформатор перейдет в повышающий режим. То же самое будет происходить и при отрицательной полуволне. При коэффициенте трансформации 1,1 выходное напряжение будет иметь вид, показанный на рис.5

Форма выходного напряжения при фазовом подключении вольтодобавки

   Если при синусоидальной форме напряжения плавно изменять фазу подключения дискретной вольтодобавки, то действующее значение выходного напряжения также будет плавно изменяться. В данном примере при изменении фазы подключения вольтодобавки от 0 до 180 градусов, действующее напряжение на выходе будет изменяться на 10%. Такой способ регулирования называется фазовой вольтодобавкой.

На рис.6 приведена зависимость изменения нормированного действующего значения напряжения от фазы подключения вольтодобавки. Из рисунка видно, чтобы получить равномерный шаг изменения выходного напряжения в 2.5% при ширине диапазона 10%, нужно подключать вольтодобавку в фазах 66°, 90° и 114°.

Недостатком такого способа можно считать искажение формы выходного напряжения и нелинейность регулировочной характеристики. Однако эти недостатки не имеют существенного значения.

Зависимость нормализованного действующего напряжения от фазы включения вольтодобавки

     Феррорезонансные стабилизаторы дают гораздо большие искажения. А получившие распространение в последние годы преобразователи для бесперебойного питания вообще формируют меандр. В некоторых из них вводят нулевые паузы между импульсами, которые позволяют довести уровень гармоник до 35%. В рассматриваемой схеме, когда форма сигнала имеет вид, показанный на рис.5 (включение 10%-й вольтодобавки на 90°), амплитуда первой гармоники составляет 94% от общей амплитуды, третьей – 3.15%, 5-й и 7-й – 1.1%, 9-й и 11-й – 0.63%, остальные – меньше.

   Нелинейность регулировочной характеристики можно учесть программно, если система управления построена на микроконтроллере.

   Таким образом, предложенная структура при наличии программируемой системы управления позволяет строить нормализаторы напряжения сети на базе простого 4-х ступенчатого автотрансформатора. При этом общая себестоимость конструкции, которая в основном определяется силовой частью, будет заметно меньше традиционных многоступенчатых, за счет уменьшения количества мощных ключей и объёма автотрансформатора. Появление возможности многоступенчатого или даже плавного регулирования позволит осуществлять стабилизацию выходного напряжения.

Список  литературы.

  1. Ященко О. Стабилизатор переменного напряжения. – Радио №1, 1981, с.10-12.
  2. Каган А. Электронно-релейный стабилизатор напряжения. – Радио №8, 1991, с.34-36.
  3. Кольцов В. Стабилизатор из лабораторного автотрансформатора. В помощь радиолюбителю: Сборник. Вып. 64. – М.: ДОСААФ, 1979, с.52-59.
  4. Коряков С. Стабилизатор сетевого напряжения с микроконтроллерным управлением. – Радио №8, 2002, с.26-29.
  5. Годин А. Стабилизатор переменного напряжения. – Радио №8, 2005, с. 33-36.
  6. Озолин М. Усовершенствованный блок управления стабилизатора переменного напряжения. – Радио №7, 2006, с. 34-35.
  7. Вересов Г.П. Электропитание бытовой радиоэлектронной аппаратуры. – М.: Радио и связь, 1983, с.66-67.

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Иконка левого меню
Иконка в правом меню