Reducing losses in transformers - reducing operating costs

Introduction

 Until the 60s with transformer design strive to meet the specification requirements with a minimum transformer cost... For large transformers, the main thing was to limit the mass and overall dimensions to values determined by transport restrictions. At the same time, they tried to increase the magnetic flux density in the core, requiring manufacturers of electrical steel to manufacture steel that allows the transformer to operate at high induction with a minimum increase in losses and noise level.

At the end of the 60s, consumers of electrical energy realized the importance of full transformer cost and began to include the capitalized cost of losses in the tenders of transformer manufacturers' bids. However, the cost of losses was relatively low, and therefore there was no strict requirement to manufacture equipment with very low losses.

During the 70s, the cost of oil increased by about an order of magnitude, which led to an increase in the cost of other fuels and energy. The capitalized cost of losses increased accordingly.
Since then, the cost of energy, as well as the capitalized cost of waste, has continued to rise. There is no reason to believe that their value may significantly decrease in the future.
Therefore, it is objectively required when designing to achieve the lowest losses.

    Order a transformer now!

Reduction of losses

Losses in transformers

During the operation of the transformer, losses occur, which consist of no-load losses arising from the magnetization reversal of the amorphous steel of the core, and load losses, which are the sum of losses in the copper of the windings and additional losses in the walls of the tank and other metal parts caused by the leakage flux.

 The rise in energy costs has stimulated a reduction in both no-load losses and load losses, the latter especially in generator and other transformers with a high load factor. Over the past 30 years, transformer losses have been reduced by an average of 50%.

No-load losses

 In the 1950s, the previously used hot rolled steel was replaced by cold rolled steel having an oriented grain (domain) structure. Cold rolled steel has a high magnetic permeability and low magnetic flux losses in the longitudinal direction, i.e. in the direction of rolling. Over the past 30 years, there has been a significant improvement in performance and cold rolled steel, which has been driven by an increase in the capitalized cost of losses.

 With an increase in the capitalized value of the load losses, it is advisable to increase the induction in order to reduce the number of winding turns and thus the load losses. Therefore, it became necessary to create a steel capable of operating in transformers at relatively high values of induction at low specific losses.

The reduction in idle losses was due to three factors:

- the use of improved steel grades;

- improving the technology of manufacturing the magnetic system and, especially, cutting steel;

- improving the design of the core, and, above all, the joints of the sheets sleeps.

 Since the introduction of grain oriented transformer steel on the market, its quality has continuously improved and achieved impressive results.

Improvement of steel characteristics was due to:

- improving the orientation of domains;

- reducing the thickness of the sheets;

- purification of domains using laser treatment of the surface of the sheets.
                                                                                                                                                       потери в трансформаторной стали
Steel is now available with thicknesses of 0.27 and 0.23 mm for industrial applications.
Small quantities of 0.18 and 0.15 mm steel were made for trial use.
Improving the orientation and clearing the domains do not affect the transformer manufacturing technology, while a decrease in the thickness of steel sheets leads to an increase in the number of magnetic core sheets and to an increase in the mechanical sensitivity of the material. It is obvious that a decrease in losses in steel is associated with an increase in the labor intensity of the assembly and an increase in the cost of the material.
As for the noise level, its reduction caused by the use of improved materials is negligible compared to the reduction in losses. The use of the Hi-B grade with a sheet thickness of 0.27 mm, laser treated, reduced losses according to some data by 30%, while the results of measuring the noise level varied from a decrease in ZBB to an increase of 5 dB.
Today, there is steel on the market with a specific loss of 1.05 W / kg at a thickness of 0.3 mm, 1.00 W / kg at a thickness of 0.27 mm and an induction of 1.7 T.
About 50% losses in steel are eddy current losses, and 50% are hysteresis losses. Therefore, steelmakers strive to reduce sheet thickness. It can be expected that steel with a thickness of 0.15 mm can have specific losses of the order of 0.7 W / kg for the same induction.
Steel manufacturers offer a wide range of steels with different characteristics, and transformer manufacturer can choose steel depending on the design of the transformer and its required characteristics.

In fig. 4.1 shows the comparative characteristics of some grades of steel.

      

Amorphous steel

There is a certain rivalry between the two paths of development:

 a) The use of conventional carbon steel with improved orientation and controlled grain size and with reduced sheet thickness;

 b) Using amorphous steel tape.

 The use of amorphous steel requires new ideas in design and technology in order to fully exploit its benefits.
An amorphous material is obtained by rapid cooling in the form of a very thin ribbon with a thickness of no more than 0.02-0.03 mm. Despite significantly reduced losses, amorphous steel is unlikely to replace the ubiquitous carbon steel in transformers... The main disadvantages of amorphous steel are the low saturation induction, low utilization, and relatively high magnetostriction. In addition, fragility, the need for annealing in a magnetic field, mechanical sensitivity and high cost will also hinder its widespread use, at least in laminated magnetic circuits. However, there is a possibility of using amorphous steel in single-phase  distribution transformers with wound magnetic circuits. This may be appropriate for large values of capitalization losses.

Successful work on bonding several layers of steel tape with a compound up to a thickness of 0.15 mm may open up the possibility of using amorphous steel in laminated magneto-cylinders. Since the losses in this steel are almost independent of the direction of magnetization, connections (joints) can be made very simple without increasing losses. The general consensus is that in the near future the use of amorphous steel will be limited to distribution transformers, provided that its price is below $ 2.5 per kg and the cost of losses is above $ 2.5 thousand per kW.

Load losses

Unlike no-load losses, the reduction in load losses was not accompanied by significant material improvements. Load losses consist of basic losses PR in the winding wire, additional losses in the wire due to eddy currents and skin effect, and additional losses in the tank walls and metal parts of the structure.

Reduced wire loss

 The main method for reducing load losses was to reduce the current density in the wire by increasing its cross section. However, this had two negative consequences. The first is an increase in the space occupied by the windings, which increased the size of the core, and, consequently, its mass and no-load losses. Secondly, an increase in the cross-section of the wire led to an increase in additional losses in the wire, i.e., losses caused by eddy currents and the surface effect. The use of a compact wire, consisting of a large number of insulated and transposed conductors with common insulation, partially eliminated the first drawback and, to a large extent, the second.
Currently, transposed wire is used in large transformers, in which the number of elementary conductors can reach 80. The wire can be insulated with epoxy resin, which, after polymerization during the drying process, imparts greater rigidity to the wire, which increases the strength of the windings when exposed to short-circuit currents.

Reducing added losses

 The additional losses in the metal parts external to the windings are caused by the leakage flux created by the windings, which depends on the ampere-turns and the configuration of the windings and does not depend on the current density. As the losses in the windings decrease, the share of additional losses outside the windings in the load losses increases, especially in transformers with a large value of the short-circuit resistance.
Previously, the control of the stray field was carried out primarily in order to avoid unacceptable heating at certain points of the tank walls and other metal parts, especially in transformers of high power or with a high value of short-circuit resistance. Today, such a control of the stray field is also carried out to reduce additional losses. Measures to reduce additional losses are to use conductive shields to deflect the magnetic flux from the protected surface, or electromagnetic shunts that collect and direct part of the magnetic flux in the desired direction. Non-magnetic, electrically conductive shields prevent leakage flux from penetrating into magnetic material, in which high losses can be induced.
The advantage of such screens is their simplicity and the ability to give them the required shape to protect surfaces of complex configuration. Their disadvantage is that losses occur in the screen itself, which must be estimated, and the screens themselves must be cooled. In this case, there should be a control of the leakage flux deflected by the screen, which can induce losses in other parts made of magnetic material.
Electromagnetic shunts direct the flow in paths where there can be only small losses, preferably in paths outside the tank walls and other metal parts. The advantage of magnetic shunts, recruited from electrical steel, is better control of the leakage flux and losses created by this flux. The disadvantage is the difficulty of giving the shunts the required shape to protect parts of a complex configuration.
In addition to electromagnetic shields with high electrical conductivity and electromagnetic shunts, it is sometimes practiced to replace individual metal parts of a structure with parts made of insulating materials with high mechanical strength.
In addition, some structural details located in the region of a strong field, for example, bushing adapters, can be made of non-magnetic materials with a relative magnetic permeability ð from 1.1 to 1.8 and a high conductivity of the order of 0.8-1.0 Ohm • mm2 / m.
Shielding can slightly change the value of the short-circuit resistance (by tenths of a percent).
In three-rod transformers that do not have delta-connected windings, the zero sequence resistance can almost double as a result of shielding the tank walls.
Experimental data confirm the effectiveness of the use of shields and shunts to reduce the additional losses and temperature of local heating of metal parts. According to some reports, the best result is obtained by shielding the tank walls with electromagnetic shunts, and metal parts near the outlets of high currents - by electromagnetic conductive shields.
Electromagnetic shunts are sometimes used to protect the yoke beams. Such shielding can reduce the added loss in the metal parts to be protected by more than 50%.
However, any shielding must be accompanied by a zero scattering control. if the screens are installed incorrectly, the additional losses may not only not decrease, but also increase.
Currently, the additional losses can range from 10 to 40% load losses. It can be assumed that the reduction in load losses, as well as no-load losses, achieved over the past decades, was largely stimulated by the high specific capitalized cost of losses.

Calculated determination of the leakage fluxпотери в трансформаторе

 Currently, sophisticated computational methods are used to determine the magnetic leakage flux. Such calculations, for example, using the finite element method, can be performed for a two-dimensional zero, and in more complex cases, for a three-dimensional zero. Computer programs based on these methods make it possible to determine the most advantageous position of protective devices (screens or shunts), the value of the losses created by the leakage flux and the temperature at the place of the greatest losses. In fig. 4.2. shows the distribution of losses in the tank wall caused by the stray field in the absence and presence of protective elements. The curves are obtained by calculation on a computer using the finite element method.

Loss measurement

Much attention should be paid to the measurement of losses. Loss measurement accuracy is important for transformer manufacturer, since it allows you to correctly assess the changes made by materials and construction. For the consumer, measurement accuracy is important to correctly estimate the full capitalized cost and compare losses.

Measurement of no-load losses

No-load losses depend on the voltage value, its frequency and shape. No-load losses have two components - hysteresis losses and eddy current losses.
The hysteresis loss is a function of the maximum induction value and depends on the average value of the applied voltage. Eddy current losses are a function of frequency and are therefore sensitive to the harmonic composition of the voltage.
     A higher power factor value for no-load loss measurements results in higher accuracy than load loss measurements.
 However, there are other issues to consider.:
- Instrument transformers and wattmeters must have appropriate frequency characteristics;
- The resistance of the test voltage source should be small enough for all harmonics to have minimal voltage waveform distortion caused by the non-sinusoidal excitation current of the transformer;
- The formula for converting the measured loss to sinusoidal form assumes 50% hysteresis loss and 50% eddy current loss. This assumption is not true enough for all modern steel grades;
- The core temperature affects the value of no-load losses caused by eddy currents. Deviations in no-load losses due to temperature changes can be significant. So, when measuring losses at 21 ° C and at 50 ° C on a 50 MB • A, 110 / 10.5 kV transformer, a decrease in losses with an increase in temperature was noted. At a nominal induction of 1.77 T, the decrease was 1.2%, and at an induction of 1.6 T, it was 3.3%.
There was no noticeable change in idle losses during operation.
 It should also be borne in mind that no-load losses may increase after impulse testing. The difference can be less than 4% on average. The reason for this may be insulation breakdowns at the ends of the sheets due to the presence of burrs. There are cases when the controlled absence of burrs made it possible to avoid an increase in losses after

Measurement of load losses

At a low value of the power factor, errors in the measuring circuit, especially in instrument transformers and wattmeters, lead to a significant error in the measured losses. The lower the power factor, the larger the error can be. If the power factor is 0.01 when measuring the loss, an error in phase angle of one minute (290 microradians) will cause an error in the measured power of 2.9%.
The accuracy of measuring the load loss at a power factor of not less than 0.01, equal to 3 % is considered acceptable. Further improvement of accuracy requires a very large investment.
However, some firms report 1 % accuracy at 0.01 power factor and 0.5% accuracy when measuring no-load losses on transformers up to 300 MB-A.

Capitalization of losses

Total cost of the transformer and its optimization

The cost of the transformer, taking into account the cost of operation for the entire service life, consists of the following components:

- the price of the transformer;
- the cost of on-site installation;
- the cost of preventive work and maintenance;
- the cost of losses.

Reducing the cost of a transformer can be achieved by reducing the investment of active materials (electrical steel and copper). But at the same time, losses will increase. On the contrary, to reduce losses, additional investment of active materials is required, the use of more expensive materials, for example, steel with reduced specific losses.
The buyer of the transformer together with the manufacturer can choose the best option for the technical and economic characteristics of the transformer within the parameters regulated by the standards, such as maximum heating temperatures, etc. Usually, when comparing options for the same transformer, the main indicator is losses.
Although the efficiency of modern transformers exceeds 99 percent, the cost of losses for the entire service life, given at the time of installation of the transformer, can exceed its price. Based on the load graph of the transformer and the cost of electrical energy, the annual cost of no-load and load losses can be determined. The cost of losses in each year of the entire life of the transformer can be covered by the annual income earned from the bank's compound interest rate when the transformer is installed. This amount, sufficient to cover the cost of loss in each year of the transformer's life, is the capitalized cost of the loss.

The total capitalized cost is the sum of the cost to install the transformer (including its cost) and the capitalized cost of loss. There is an inverse relationship between these values. Therefore, there is an optimum of the total cost when the technical and economic characteristics of the transformer change.
It is possible to perform calculations for each year, taking into account changes in various parameters over time: energy costs, losses and the amount of bank interest. It is difficult to predict the changes in these parameters over the entire 25-year service life. Therefore, constant values of the parameters are taken and the calculations are reduced to the determination of two components: no-load losses and load losses.
But that's a topic for another article.

To the list of articles

Total comments: 1

  • юрий
    By yuri Added on October 25, 2018 at 11:45 pm

    There is a laboratory-tested technology for reducing the losses of the XX power transformer by a technical method to 1% from the nominal level without changing the parameters of the generated power, which is currently being patented.

    To answer

leave a comment

Your email will not be published.

en_GBEN

Снижение потерь в трансформаторах-уменьшение стоимости эксплуатации

Введение

 До 60-х годов при проектировании трансформаторов стремились удовлетворить требованиям спецификации при минимальной стоимости трансформатора. Для больших трансформаторов главным было ограничение массы и габаритных размеров до значений, определяемых транспортными ограничениями. При этом стремились увеличить плотность магнитного потока в сердечнике, требуя от изготовителей электротехнической стали изготовления стали, позволяющей работу трансформатора при высокой индукции с минимальным увеличением потерь и уровня шума.

В конце 60-х годов потребители электрической энергии осознали важность полной стоимости трансформатора и начали включать капитализированную стоимость потерь в тендерную оценку предложений изготовителей трансформаторов. Однако стоимость потерь была относительно низкой, и поэтому не было и категорического требования изготавливать оборудование, имеющее очень низкие потери.

В течение 70-х годов стоимость нефти увеличилась примерно на порядок, что привело к увеличению стоимости других видов топлива и энергии. Соответственно увеличилась и капитализированная стоимость потерь.
С тех пор стоимость энергии, а также капитализированная стоимость потерь продолжали возрастать. Нет оснований полагать, что может существенно уменьшиться их стоимость в будущем.
Поэтому объективно требуется при проектировании достичь наименьших потерь.

    Заказать трансформатор сейчас!

Снижение потерь

Потери в трансформаторах

При работе трансформатора имеют место потери, которые состоят из потерь холостого хода, возникающих вследствие перемагничивания аморфной стали сердечника, и нагрузочных потерь, представляющих собой сумму потерь в меди обмоток и дополнительных потерь в стенках бака и других металлических частях, вызываемых потоком рассеяния.

 Повышение стоимости энергии стимулировало снижение как потерь холостого хода, так и нагрузочных потерь, последних особенно в генераторных и других трансформаторах, имеющих высокий коэффициент нагрузки. За последние 30 лет потери в трансформаторах снижены в среднем на 50%.

Потери холостого хода

 В 50-х годах применявшаяся ранее горячекатаная сталь была заменена холоднокатаной сталью, имеющей ориентированную структуру зерен (доменов). Холоднокатаная сталь имеет высокую магнитную проницаемость и низкие потери при магнитном потоке в продольном направлении, т. е. в направлении проката. В течение последних 30 лет произошло значительное улучшение xapaктеристик и  холоднокатаной стали, которое было стимулировано ростом капитализированной стоимости потерь.

 При возрастании капитализированной стоимости нагрузочных потерь целесообразно повышать индукцию, чтобы уменьшить число витков обмотки и тем самым нагрузочные потери. Поэтому потребовалось создание стали, способной работать в трансформаторах при относительно высоких значениях индукции при низких удельных потерях.

Снижение потерь холостого хода произошло благодаря трем факторам:

— применению улучшенных марок стали;

— усовершенствованию технологии изготовления магнитной системы и, особенно, раскроя стали;

— усовершенствованию конструкции сердечника, и, прежде всего, стыков листов спит.

 С момента появления на рынке трансформаторной стали с ориентированной структурой зерен ее качество постоянно улучшается и достигло впечатляющих результатов.

Улучшение характеристик стали происходило за счет:

— улучшения ориентации доменов;

— уменьшения толщины листов;

— очищения доменов с помощью обработки лазером поверхности листов.
                                                                                                                                                       потери в трансформаторной стали
В настоящее время имеется сталь толщиной 0,27 и 0,23 мм для промышленною применения.
Небольшое количество стали толщиной 0,18 и 0,15 мм было изготовлено для опытного применения.
Улучшение ориентации и очищение доменов не влияют на технологию изготовления трансформаторов, тогда как уменьшение толщины листов стали приводит к увеличению количества листов магнитопровода и к повышению механической чувствительности материала. Очевидно, что уменьшение потерь в стали связано с увеличением трудоемкости сборки и повышению стоимости материала.
Что касается уровня шума, то её уменьшение, вызванное применением улучшенных материалов, незначительно по сравнению с уменьшением потерь. Применение марки Hi-B с толщиной листа 0,27 мм, обработанной лазером, уменьшило потери по некоторым данным на 30%, тогда как результаты измерения уровня шума менялись от уменьшения на ЗдБ до увеличения на 5дБ.
Сегодня на рынке имеется сталь с удельными потерями 1,05 Вт/кг при толщине 0,3 мм, 1,00 Вт/кг при толщине 0,27 мм и индукции 1,7 Тл.
Около 50% потерь в стали составляют потери на вихревые токи, и 50% — на гистерезис. Поэтому изготовители стали стремятся уменьшить толщину листов. Можно ожидать, что сталь с толщиной 0,15 мм может иметь удельные потери порядка 0,7 Вт/кг при той же индукции.
Изготовители стали предлагают широкий выбор стали с различными характеристиками, и изготовитель трансформаторов может выбрать сталь в зависимости от конструкции трансформатора и требуемых его характеристик.

На рис. 4.1 приведены сравнительные характеристики некоторых марок стали.

      

Аморфная сталь

Имеется определенное соперничество между двумя путями развития:

 а)Применение обычной углеродистой стали с улучшенной ориентацией и контролируемым размером зерен и с уменьшенной толщиной листов;

 б) Использованием ленты из аморфной стали.

 Применение аморфной стали требует новых идей при проектировании и в технологии, чтобы полностью использовать ее преимущества.
Аморфный материал получают методом быстрою охлаждения в форме очень тонкой ленты толщиной не более 0,02—0,03 мм. Несмотря на значительно сниженные потери, непохоже, что аморфная сталь заменит повсеместно обычную углеродистую сталь в трансформаторах. Главными недостатками аморфной стали является низкое значение насыщающей индукции, малое значение коэффициента использования и сравнительно большая магнитострикция. Кроме того хрупкость, необходимость отжига в магнитном поле, механическая чувствительность и высокая стоимость также будут препятствовать ее широкому применению, по крайней мере в шихтованных магнитопроводах. Тем не менее, существует возможность применения аморфной стали и в однофазных  распределительных трансформаторах с намотанными магнитопроводами. Это может оказаться целесообразным при больших значениях капитализации потерь.

Успешные работы по склеиванию компаундом нескольких слоев стальной ленты до толщины 0,15 мм могут открыть возможность для использования аморфной стали и в шихтованных магнитоироводах. Поскольку потери в этой стали почти не зависят от направления намагничивания, соединения (стыки) можно выполнять очень простыми без увеличения потерь. По общему мнению, в ближайшем будущем применение аморфной стали будет ограничено распределительными трансформаторами при условии, что ее цена будет ниже 2,5 долларов за кг, а стоимость потерь выше 2,5 тыс. долларов за кВт.

Нагрузочные потери

В отличие от потерь холостого хода, снижение нагрузочных потерь не сопровождалось существенным улучшением материалов. Нагрузочные потери состоят из основных потерь PR в проводе обмотки, добавочных потерь в проводе из-за вихревых токов и поверхностного эффекта и добавочных потерь в стенках бака и металлических частях конструкции.

Снижение потерь в проводе

 Главным методом снижения нагрузочных потерь было уменьшение плотности тока в проводе путем увеличения его сечения. Однако это имело два отрицательных следствия. Первое — увеличение пространства, занимаемого обмотками, что увеличивало размеры сердечника, а, следовательно его массу и потери холостого хода. Во-вторых, увеличение сечения провода приводило к увеличению добавочных потерь в проводе, т. е. потерь, вызванных вихревыми токами и поверхностным эффектом. Применение компактного провода, состоящего из большого количества изолированных и транспонированных проводников с общей изоляцией, частично сняло первый недостаток и в большой степени второй.
В настоящее время в больших трансформаторах применяется транспонированный провод, в котором число элементарных проводников может достигать 80. Провод может иметь изоляцию с эпоксидной смолой, которая после полимеризации в процессе сушки придает большую жесткость проводу, что повышает прочность обмоток при воздействии токов короткого замыкания.

Снижение добавочных потерь

 Добавочные потери во внешних по отношению к обмоткам металлических частях вызваны потоком рассеяния, создаваемым обмотками, который зависит от ампер-витков и конфигурации обмоток и не зависит от  плотности тока. По мере снижения потерь в обмотках, в нагрузочных потерях возрастает доля добавочных потерь вне обмоток, особенно в трансформаторах с большим значением сопротивления короткого замыкания.
Ранее контроль поля рассеяния осуществлялся прежде всего для того, чтобы избежать недопустимого нагрева в отдельных точках стенок бака и других металлических частях, особенно в трансформаторах большой мощности или имеющих большое значение сопротивления короткого замыкания. Сегодня такой контроль поля рассеяния проводится также для снижения добавочных потерь. Меры для снижения добавочных потерь заключаются в применении проводящих экранов для отклонения магнитного потока от защищаемой поверхности, или электромагнитных шунтов, собирающих и направляющих часть магнитного потока в желаемом направлении. Немагнитные электрически проводящие экраны препятствуют проникновению потока рассеяния в магнитный материал, в котором могут индуцироваться высокие потери.
Преимуществом таких экранов является их простота и возможность придания им необходимой формы для защиты поверхностей сложной конфигурации. Их недостаток заключается в том, что в самом экране возникают потери, которые должны быть оценены, а сами экраны должны иметь охлаждение. При этом должен быть контроль отклоненного экраном потока рассеяния, который может индуцировать потери в других деталях, изготовленных из магнитного материала.
Электромагнитные шунты направляют поток по путям, где могут быть только небольшие потери, желательно по путям вне стенок бака и других металлических частей. Преимуществом магнитных шунтов, набираемых из электротехнической стали, является лучший контроль потока рассеяния и потерь, создаваемых этим потоком. Недостатком является трудность придания шунтам необходимой формы для защиты деталей сложной конфигурации.
Кроме электромагнитных экранов с высокой электрической проводимостью и электромагнитных шунтов иногда практикуют замену отдельных металлических частей конструкции деталями, изготовленными из изоляционных материалов, обладающих высокой механической прочностью.
Кроме того, некоторые детали конструкции, расположенные в области сильного поля, например, адаптеры вводов, могут изготавливаться из немагнитных материалов, имеющих значение относительной магнитной проницаемости ð от 1,1 до 1,8 и высокую проводимость порядка 0,8—1,0 Ом • мм2/м.
Экранирование может несколько изменить значение сопротивления короткого замыкания (на десятые доли процента).
В трехстержневых трансформаторах, не имеющих обмоток, соединенных в треугольник, сопротивление нулевой последовательности в результате экранирования стенок бака может измениться почти вдвое.
Опытные данные подтверждают эффективность применения экранов и шунтов для снижения добавочных потерь и температуры местных нагревов металлических частей. По некоторым данным, лучший результат дает экранирование стенок бака электромагнитными шунтами, а металлических частей вблизи отводов больших токов — электромагнитными проводящими экранами.
Для защиты ярмовых балок иногда применяются электромагнитные шунты. Такое экранирование может снизить добавочные потери в защищаемых металлических частях более чем на 50%.
Однако всякое экранирование должно сопровождаться контролем ноля рассеяния, т.к. при неправильной установке экранов добавочные потери могут не только не уменьшится, но и возрасти.
В настоящее время добавочные потери могут составлять от 10 до 40% нагрузочных. Можно полагать, что достигнутое в течение последних десятилетий снижение нагрузочных потерь, как и потерь холостого хода, было в большой степени стимулировано высокой удельной капитализированной стоимостью потерь.

Расчетное определение потока рассеянияпотери в трансформаторе

 В настоящее время применяются сложные расчетные методы для определения магнитного потока рассеяния. Такие расчеты, например, с помощью метода конечных элементов, могут выполняться для двухмерного ноля, а в более сложных случаях — для трехмерного ноля. Основанные на этих методах компьютерные программы позволяют определить наиболее выгодное положение защитных устройств (экранов или шунтов), значение потерь, создаваемых потоком рассеяния и температуру в месте наибольших потерь. На рис. 4.2. приведено распределение потерь в стенке бака, вызванных полем рассеяния в случае отсутствия и наличия защитных элементов. Кривые получены расчетом на компьютере с помощью метода конечных элементов.

Измерение потерь

Измерению потерь должно уделяться большое внимание. Точность измерения потерь важна для изготовителя трансформаторов, т. к. позволяет правильно оценить изменения, вносимые материалами и конструкцией. Для потребителя точность измерений важна для правильной оценки полной капитализированной стоимости и сопоставления потерь.

Измерение потерь холостого хода

Потери холостого хода зависят от значения напряжения, его частоты и формы. Потери холостого хода имеют две составляющих — потери на гистерезис и потери, создаваемые вихревыми токами.
Потери на гистерезис являются функцией максимального значения индукции и зависят от среднего значения приложенного напряжения. Потери ог вихревых токов являются функцией частоты и поэтому чувствительны к гармоническому составу напряжения.
     Более высокое значение коэффициента мощности при измерении потерь холостого хода позволяет получить более высокую точность, чем при измерении нагрузочных потерь.
 Однако имеются другие проблемы, которые необходимо учитывать:
— Измерительные трансформаторы и ваттметры должны иметь соответствующие частотные характеристики;
— Сопротивление источника испытательного напряжения должно быть достаточно мало для всех гармоник, чтобы иметь минимальные искажения формы напряжения, вызываемые несинусоидальным током возбуждения трансформатора;
— Формула для приведения измеренных потерь к синусоидальной форме предполагает 50% потерь на гистерезис и 50% потерь на вихревые токи. Это допущение не является достаточно верным для всех современных марок стали;
— Температура сердечника влияет на значение потерь холостого хода, вызванных вихревыми токами. Отклонения потерь холостого хода вследствие изменения температуры могут быть значительными. Так, при измерении потерь при 21 °С и при 50°С на трансформаторе 50 MB • А, 110/10,5 кВ было отмечено снижение потерь с ростом температуры. При номинальной индукции 1,77 Тл снижение составило 1,2%, а при индукции 1,6 Тл — 3,3% .
Не было отмечено какого-либо заметного изменения потерь холостою хода в течение эксплуатации.
 Следует также иметь в виду, что потери холостого хода могут возрасти после импульсных испытаний. Разница может составлять в среднем менее 4%. Причиной этого могут быть пробои изоляции на торцах листов вследствие наличия заусенцев. Известны случаи, когда проконтролированное отсутствие заусенцев позволило избежать увеличения потерь после

Измерение нагрузочных потерь

При низком значении коэффициента мощности погрешности измерительной схемы, особенно измерительных трансформаторов и ваттметров, приводят к значительной ошибке измеренных потерь. Чем меньше коэффициент мощности, тем больше может быть и ошибка. Если при измерении потерь коэффициент мощности составляет 0,01, ошибка в фазовом угле в одну минуту (290 микрорадиан) вызывает ошибку в измеряемой мощности 2,9%.
Точность измерения нагрузочных потерь при коэффициенте мощности не менее 0,01, равная 3 % считается приемлемой. Дальнейшее повышение точности требует очень больших вложений средств.
Тем не менее, некоторые фирмы сообщают о точности 1 % при коэффициенте мощности 0,01 и точности 0,5% при измерении потерь холостого хода на трансформаторах мощностью до 300 MB-А.

Капитализация потерь

Полная стоимость трансформатора и его оптимизация

Стоимость трансформатора с учетом стоимости эксплуатации за весь срок службы состоит из следующих составляющих:

— цена трансформатора;
— стоимость монтажа на месте эксплуатации;
— стоимость профилактических работ и обслуживания;
— стоимость потерь.

Снижение цены трансформатора может быть достигнуто уменьшением вложения активных материалов (электротехнической стали и меди). Но при этом возрастут потери. Наоборот, для снижения потерь требуется дополнительное вложение активных материалов, применение более дорогих материалов, например, стали, имеющей сниженные удельные потери.
Покупатель трансформатора совместно с изготовителем могут выбрать оптимальный вариант технических и экономических характеристик трансформатора в пределах показателей, регламентируемых стандартами,таких как предельные температуры нагрева и пр. Обычно при сравнении вариантов одного и того же трансформаюра основным показателем являются потери.
Хотя коэффициент полезного действия современных трансформаторов превышает 99 процентов, стоимость потерь за весь срок эксплуатации приведенная к моменту установки трансформатора может превысить его цену. Исходя из графика нагрузки трансформатора и стоимости электрической энергии, можно определить годовую стоимость потерь холостого хода и нагрузочных потерь. Стоимость потерь в каждом году всего срока службы трансформатора может быть покрыта годовым доходом, полученным от суммы в банке, положенной под сложный процент при установке трансформатора. Эта сумма, достаточная для оплаты стоимости потерь в каждом году срока службы трансформатора и является капитализированной стоимостью потерь.

Полная капитализированная стоимость — это сумма стоимости установки трансформатора (включая его цену) и капитализированной стоимости потерь. Существует обратная зависимость этих величин. Поэтому существует оптимум полной стоимости при изменении технических и экономических характеристик трансформатора.
Возможно выполнить расчеты для каждого года, учитывая изменения различных параметров со временем: стоимости энергии, потерь и размера банковского процента. Трудно предсказать изменения этих параметров за весь 25-летний срок службы. Поэтому принимаются постоянные значения параметров и расчеты сводятся к определению двух составляющих: потерь холостого хода и нагрузочных потерь.
Но  это тема другой статьи.

К списку статей

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Иконка левого меню
Иконка в правом меню