Explosion prevention of transformers

Scientists from the laboratory of the Scandinavian Research Institute of Technology for the Study of Renewable Energy Sources conducted the following experiment. A 200kVA oil-filled distribution transformer was used, which was artificially short-circuited. First, a short circuit was made in a transformer, which was simply immersed in an oil tank (Fig. 1). In a subsequent experiment, the transformer was immersed in a tank made of energy-absorbing material (Fig. 2). In the first case, the walls of the tank were simply torn apart as a result of the excessive pressure of the gases, i.e. products of oil combustion from short circuit. Tank of the second type (new development) remained intact and did not leak. For this experiment, a short-circuit current was induced much higher than the current in real transformers.
So what is the type 2 transformer oil tank? In this case, the energy-absorbing material is nothing more than crushing sectors, like those used in cars, where energy absorption occurs in sequentially deformed partitions. As a result, everything inside the shell (in this case, the body of the car) receives minimal damage. Accidents in high-power substations sometimes take lives, says materials scientist Haakon Nordhagen of SINTEF in Trondheim, the largest independent research organization in Scandinavia. Powerful oil transformers are located both in electrical substations of various institutions and in residential buildings.
And if an internal short circuit occurs, it will cause an electric arc, gas formation and a sharp increase in pressure as a result. According to Nordhagen, the likelihood of such a scenario (especially in developed countries, where the rules for operating transformers are strictly observed) is small. But even a small number of such situations can lead to the death of people and severe damage to property. Therefore, he and his colleagues want to adapt the energy sector. Today transformers are installed in rigid steel tanks. The risk of explosion can be significantly reduced by replacing them with so-called "soft" containers that will absorb the energy of the explosion.
The idea of using crumpled car body technology in the transformer industry initiated a pilot project involving four Norwegian power generating companies. Leading engineers in the field of energy and electrical materials science SINTEF are working on the project.

корпус трансформатора

All large power transformers use oil, which acts as an insulator and refrigerant to effectively cool the transformers. This design of the transformer improves its reliability and reduces energy losses in comparison with a dry-type transformer. Improving the energy efficiency of oil-immersed transformers can, to some extent, also lead to the partial replacement of dry-type transformers with oil-immersed ones, i.e. the capacity of the oil producers produced will decrease. Statistics in Norway show that equipment failures occur in about 15 out of 3,000 power transformers in service each year. An electric breaking arc, which is formed during a short circuit, causes an increased evaporation of the oil, as a result of which a combustible gas mixture is formed. In the event of a severe accident, the volume and pressure of the gas increase sharply and the construction of the tank, which was not designed for this, either collapses or an explosion occurs. In case of destruction of the tank, flammable gases leak and their further ignition, followed by ignition of the transformer oil itself.
Structural rigidity has its side effects. Today, there are two main methods used to prevent ignition and explosion of transformers.

1. The transformers are equipped with a protective relay that disconnects the transformer from the mains within a very short time in the event of a short circuit. Thus, the arc is extinguished very quickly.

2. Additionally, transformer tanks are reinforced by welding steel stiffeners on them, which allows them to withstand the increase in pressure inside the tank itself.

But there is one nuance here. On the one hand, the transformer tanks began to withstand the pressure, which was destructive for them before being amplified. But on the other hand, the pressure in the tank, if a short circuit goes into an uncontrolled stage, increases so much that an explosion can eventually lead to the most tragic consequences. High internal pressure is undesirable for a number of reasons:

1. Combustible gases and oil can escape, due to strong overpressure, through seals and joints, which can eventually lead to fire and explosion.

2. All parts of the body and the body itself are subjected to fatigue stress, which is very difficult to calculate in advance. it is not economically profitable to take into account the extreme values of the sections of structures. Moreover, the stress values increase with an increase in internal pressure, which ultimately leads to a rupture of the tank, stripping of bolts, clamps and other structural elements.

Thus, the institute tends to develop an alternative technology for "car bodies". The car body is designed and made with so-called "soft zones" or damping zones, which absorb energy upon impact by crushing. The engineering thought is to make a transformer tank in the same way. As the internal pressure increases, the hollow sections of the tank expand without the risk of rupture or rupture. In this case, additional time is gained, necessary for the automatic operation and disconnection of the transformer from the network. These requirements can be fully achieved with the transformer housing being rigid enough to withstand transportation and vacuum testing prior to oil refueling.
The goal of a recently launched pilot project to ensure the safe operation of transformers is to build a system for introducing this technology into large-scale production. The mathematical model and implementation in metal are constantly being improved at the institute. The main task - to achieve the best ratio of parameters of safe work and optimization of production and material costs, is being successfully solved by Norwegian engineers.

To the list of articles

Total comments: 1

  • Александр
    By Alexander Added on September 23, 2019 at 18:01

    Interesting idea! I liked it - I will use it in my work!

    To answer

leave a comment

Your email will not be published.

en_GBEN

Предотвращение взрывов трансформаторов

Учеными лаборатории Скандинавского исследовательского технологического института изучения возобновляемых источников энергии был проведен следующий эксперимент. Был использован маслонаполненный распределительный трансформатор мощностью 200кВА, на котором искусственно сделали короткое замыкание. Сначала короткое замыкание осуществили в трансформаторе, который был просто погружен в масляный бак (рис.1). В последующем эксперименте трансформатор погрузили в бак, сделанный из энерго-поглощающего материала (рис.2). В первом случае стенки бака были просто разорваны, в результате избыточного давления газов, т.е. продуктами сгорания масла от короткого замыкания. Бак второго типа (новая разработка),остался целым и не дал течи. Для этого эксперимента был индуцирован ток короткого замыкания намного больше, чем ток в реальных трансформаторах.
Так что представляет из себя масляный бак на трансформаторе второго типа? В данном случае энерго-поглощающий материал-это ни что иное, как сминающиеся сектора, наподобие тех которые применяются в автомобилях, где поглощение энергии происходит в последовательно деформируемых перегородками. В результате чего все что находится внутри оболочки (в данном случае кузова автомобиля) получает минимальные повреждения.Несчастные случаи на мощных подстанциях порой уносят человеческие жизни, говорит специалист по материаловедению Хокон Нордхаген из СИНТЕФ в Трондхейме ,самой большой независимой исследовательской организации в Скандинавии. Мощные масляные трансформаторы расположены как электроподстанциях разных учреждений, так и в жилых домах.
И если внутреннее короткое замыкание произойдет, это вызовет появление дуги электроразряда, образование газа и резкое увеличение давления в результате. Как утверждает Нордхаген вероятность такого сценария (особенно в развитых странах, где правила эксплуатации трансформаторов соблюдаются неукоснительно) — невелика. Но даже небольшое количество таких ситуаций способно привести к гибели людей и сильному повреждению имущества. Поэтому он со своими коллегами хотят адаптировать энергетический сектор. Сегодня трансформаторы устанавливаются в жестких стальных баках. Риск взрыва может быть значительно уменьшен ,если их заменить на так называемые «мягкие» емкости, которые будут поглощать энергию взрыва.
Идея использовать технологию сминаемых автомобильных корпусов в трансформаторостроении положила начало пилотному проекту, в который вовлечены четыре норвежских энергогенерирующих компании. Над проектом работают ведущие инженеры в области энергетики и электрического материаловедения СИНТЕФ.

корпус трансформатора

Во всех больших мощных трансформаторах применяется масло, которое выполняет функции изолятора и хладагента для эффективного охлаждения трансформаторов. Такое исполнение трансформатора улучшает его надежность и уменьшает потери энергии по сравнению с сухим трансформатором. Улучшение энергоэффективности масляных трансформаторов может, в какой-то степени, также привести к частичной замене сухих трансформаторов на масляные, т.е. мощность производимых масляников будет уменьшаться. Статистика в Норвегии показывает, что сбои в оборудовании происходят примерно в 15 случаях из 3000 работающих силовых трансформаторов каждый год. Электроразрывная дуга, которая образуется при коротком замыкании вызывает усиленное испарение масла, в результате чего формируется горючая газовая смесь. В случае сильной аварии, объем и давление газа резко возрастают и конструкция бака ,не рассчитанная на это либо разрушается, либо происходит взрыв. В случае разрушения бака происходит утечка горючих газов и их дальнейшее воспламенение, с последующим воспламенением самого трансформаторного масла.
Жесткость конструкции имеет свои «побочные эффекты». На сегодняшний день применяются два основных метода для предотвращения воспламенения и взрыва трансформаторов.

1. Трансформаторы оборудованы защитным реле, которое отсоединяет трансформатор от сети в течение очень короткого промежутка времени при коротком замыкании. Таким образом, дуга гасится очень быстро.

2. Дополнительно трансформаторные баки усиливаются, путём наварки на них стальных ребер жесткости, что позволяет выдерживать увеличение давления внутри самого бака.

Но здесь присутствует один нюанс. С одной стороны трансформаторные баки стали выдерживать давление, которое было для них разрушительно до усиления. Но с другой стороны давление в баке, если короткое замыкание переходит в неконтролируемую стадию, возрастает на столько, что взрыв может привести в итоге к самым трагическим последствиям. Высокое внутреннее давление нежелательно по ряду причин:

1. Горючие газы и масло могут вытечь, вследствие сильного избыточного давления, через уплотнения и соединения что в итоге может привести к воспламенению и взрыву.

2. Все детали корпуса и сам корпус подвергаются усталостному напряжению, которое очень тяжело рассчитать заранее т.к. закладывать в расчёт крайние значения сечений конструкций экономически не выгодно. Более того значения напряжений возрастают с увеличением внутреннего давления, что в итоге приводит к разрыву бака, срыву болтов, хомутов и других элементов конструкции.

Таким образом, в институте склоняются к развитию альтернативной технологии « автомобильных кузовов». Автомобильный кузов рассчитан и сделан с так называемыми «мягкими зонами» или демпферными зонами, которые поглощают энергию при ударе путем смятия. Инженерная мысль состоит в изготовлении трансформаторного бака таким же образом. При увеличении внутреннего давления полые секции бака расширяются без риска разрыва или разрушения. В этом случае также выигрывается дополнительное время, необходимое для срабатывания автоматики и отключения трансформатора от сети. Этих требований можно вполне достичь при том, что корпус трансформатора будет достаточно жесткий для того чтобы выдержать транспортировку и вакуумную поверку перед заправкой маслом.
Цель недавно запущенного пилотного проекта по обеспечению безопасной работы трансформаторов — построить систему внедрения этой технологии в крупномасштабное производство. Математическая модель и реализация в металле постоянно совершенствуются в институте. Основная задача — добиться наилучшего соотношения параметров безопасной работы и оптимизации производственных и материальных затрат с успехом решается норвежскими инженерами.

К списку статей

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Иконка левого меню
Иконка в правом меню