Thermal characteristics and thermal processes in a transformer

 During the operation of the transformer, part of the electrical energy is spent on losses, turns into heat and is consumed in the environment. The main sources of heat are the windings (losses in them are approximately 80% of all losses), the magnetic system and structural elements.
  When heat is released, the transformer heats up, and the temperature of its individual parts can significantly exceed the ambient temperature. Heating of the transformer is the main reason for limiting its power under load. Indeed, the elements of the transformer metal structures can withstand rather high temperatures without damage, in contrast to insulation, especially paper (class A), which is widely used in transformers. Paper insulation, being exposed to high temperatures for a long time, loses its elasticity, becomes brittle and collapses even from insignificant mechanical forces arising during operation, which leads to loss of electrical strength and failure of the transformer. The higher the temperature of the windings, the more intensive the aging of its insulation occurs. Increasing the temperature of the windings by 8 ° C will approximately halve the life of the insulation. If at a long-term winding temperature of 95 ° C the service life of the transformer is 20-25 years. then at a temperature of 95 + 8 = 103 ° C - only 10-12 years, and at 105 ° C - about 8 years.

Order a dry transformer right now!

Heating rates for oil transformers

Transformer elements Temperature rise, deg. C Method of measurement
Windings (insulation heat class A):
- with natural circulation or forced with non-directional oil flow
- with forced circulation and with a directed oil flow
 65

 70

 By changing the resistance to direct current
 Oil or other liquid dielectric in the upper layers:
-sealed execution or with an expander;
-performance leaking without an expander; 
 60
 55
 By thermometer or thermocouple
 Surfaces of the magnetic system and elements of metal structures  75  By thermometer or thermocouple

 

 

 

   

 

 

 

 

The temperature rise of individual elements of an oil transformer or a transformer with a liquid dielectric over the temperature of the cooling medium, air or water, during heating tests on the main branch, should not exceed the values indicated in the table ♦.

   Exceeding the temperature of individual elements dry transformer above the temperature of the cooling medium during heating tests on the main branch must not exceed those indicated in the table ♦♦. 

Heating rates for dry transformers

Elements of transformers Temperature rise, deg. C Measurement methods
Heat resistance class windings

A
E
B
F
H

Surface of the magnetic system and elements of metal structures

60
75
80
100
125

No more than permissible for insulating materials in contact with them

By changing the resistance to direct current

Thermometer or thermocouple

 

    
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
However, it is not necessary to constantly force the load, maintaining these calculated temperatures in the transformer, since they are set taking into account the inevitable daily (and annual) fluctuations in the ambient air temperature and load, i.e., taking into account the alternation in operation of the periods of the highest and lowest heating temperatures of the transformer.
     Thermally, the transformer is an inhomogeneous body: steel sheets of the magnetic system, which have high thermal conductivity, alternate with insulating layers, the thermal conductivity of which is low. Likewise, a transformer winding is a complex combination of a highly conductive conductive material (copper and aluminum) with an insulating material that serves as both electrical and thermal insulation.
   During the operation of the transformer, the sheets of the magnetic system and the winding wire serve as constant sources of thermal energy, therefore, in the magnetic system and windings, there is a constant transfer of heat from the inner, more heated parts to the outer surfaces that remove heat. The transformers are manufactured so that the dimensions of these surfaces are sufficient.
    For transformers with a capacity of several kilovolt-amperes, the outer surface of the windings and the magnetic circuit is sufficient to remove the small amount of heat that is released during their operation. The transformers are cooled by the colder ambient air by natural heat radiation. Special devices for their cooling are usually not required. Transformers in which the main cooling and insulating medium is atmospheric air are called air. As the power increases, the losses in the transformer grow in proportion to its mass, that is, approximately proportional to the cube of its linear dimensions. The cooling surface increases in proportion to the square of the linear dimensions, i.e., the losses in the transformer grow faster than the surface that removes heat (according to the law of power growth).
    Starting from a certain power, this surface turns out to be insufficient, and to increase it, channels are made between the coils of the windings and the windings themselves, opening up free access to the cooling air. However, these measures are sufficient only for transformers up to 2500 kVA. A more effective means for removing heat is the use of mineral (transformer) oil, which combines the properties of insulating and heat-dissipating materials. A transformer in which transformer oil serves as the main insulating medium and heat carrier is called oil. Particles of oil filling an oil-filled transformer come into contact with hot surfaces, heat up, rise up and give off their heat through the walls and the tank lid to the ambient air. As the oil cools at the walls, the oil particles move downward, giving way to others, hotter. This method of heat transfer is called convection.
   The temperature of individual parts of the transformer is not the same, it changes along the height of the tank and in the cross section of the transformer. The use of transformer oil as a heat carrier is very effective. Heat transfer per unit surface with oil cooling is 6-8 times higher than with air cooling, therefore, the surfaces of the windings and the magnetic circuit in oil transformers is much smaller than in air transformers of the same power. However, the surface of the tank should be such that the oil temperature does not reach the limit. The easiest way to increase the cooling surface is to increase the size of the tank, but it is not economical, therefore, the surface is increased cooling due to tubular heat exchangers (radiators) installed on the tank. Heat transfer from the surface of the tank occurs both through heated air particles and radiation.
   Cooling of parts of an oil transformer by natural convection of oil and air cooling the outer surface of the tank with cooling elements installed on it is called natural oil and is used for 6300 kVA transformers. Larger transformers use other systems with forced acceleration of oil and cooling air or water.
    There are several ways to force-cool transformers:
1. Dutyeva. Increasing the speed of air movement, cooling the tank and radiators with fans. The fans create forced air circulation along the outer surfaces of the radiators (blast), increasing their heat transfer by 1.5-2 times. The blast cooling system is effective and has an important advantage: when the fan is turned off, the transformer can continue to operate for a long time with a load of up to 50-60% nominal, with natural oil cooling.
2. Circulating. It consists in a forced increase in the speed of both oil and air. Usually, for such systems, special coolers-heat exchangers are used, in which heat is transferred from oil to air, while the movement of oil is forcedly accelerated by an electric pump, and air by fans. The circulation system significantly increases heat transfer. and has another important advantage - due to the compact design of the coolers, the size of the transformer is reduced. However, circulating chillers are only effective when pumps and fans are running at the same time. When it is necessary to reduce cooling (for example, when the load is reduced), one or more chillers are usually turned off entirely.
3. Oil-water. Consists of forced circulation of oil through water-cooled coolers. For this system, special heat exchangers-coolers are used, through the tubes of which heated oil is forcibly pumped; the tubes are in a cavity with cooling water circulating through it. Oil / water cooling is more efficient than other types of cooling due to the increased heat transfer from oil to water. Therefore, such systems are even more compact than circulation systems, since they have an increased heat output. Directional circulation cooling is especially effective, in which oil flows directly through a channel inside the windings, between the windings and into the magnetic system. To ensure the directional movement of oil in the structure, special shields, partitions and other devices are provided.
To the list of articles

Total comments: 0

leave a comment

Your email will not be published.

en_GBEN

Тепловые характеристики и тепловые процессы в трансформаторе

 При работе трансформатора  часть  электрической энергии расходуется на потери,превращается в тепло и расходуется в окружающую среду. Основными источниками тепла являются обмотки (потери в них составляют примерно 80% всех потерь),магнитная система и элементы конструкции.
  При выделении тепла трансформатор нагревается, и температура его отдельных частей может значительно превысить температуру окружающей среды. Нагрев трансформатора — основная причина, ограничивающая его мощность при нагрузке. Действительно, элементы металлоконструкций трансформатора могут выдерживать без повреждений довольно большие температуры в отличие от изоляции, особенно бумажной (класса А), широко применяемой в трансформаторах. Бумажная изоляция, находясь длительное время под воздействием высокой температуры, теряет эластичность, становится хрупкой и разрушается даже от незначительных механических усилий, возникающих при эксплуатации, что приводит к потере электрической прочности и выходу трансформатора из строя. Чем выше температура обмоток, тем интенсивнее происходит старение ее изоляции. Повышение температуры обмоток на 8° С примерно вдвое сокращает срок службы изоляции. Если при длительной температуре обмоток 95°С срок службы трансформатора составляет 20—25 лет. то при температуре 95 + 8= 103° С — только 10—12 лет, а при 105° С — около 8 лет.

Заказать сухой трансформатор прямо сейчас!

Нормы нагрева масляных трансформаторов

Элементы трансформатора Превышение температуры град.С Метод измерения
Обмотки (класс нагревостойкости изоляции А):
-при .естественной циркуляции или принудительной с ненаправленным потоком масла
-при принудительной циркуляиии с направленным потоком масла
 65

 70

 По изменению сопротивления постоянному току
 Масло или другой жидкий диэлектрик в верхних слоях:
-исполнение герметичное или с расширителем;
-исполнение негерметичное без расширителя; 
 60
 55
 По термометру или термопаре
 Поверхности магнитной системы и элементов металлоконструкций  75  По термометру или термопаре

 

 

 

   

 

 

 

 

Превышения температуры отдельных элементов масляного трансформатора или трансформатора с жидким диэлектриком над температурой охлаждающей среды, воздуха или воды, при испытаниях на нагрев на основном ответвлении не должны превышать значений, указанных в таблице ♦.

   Превышение температуры отдельных элементов сухого трансформатора над температурой охлаждающей среды при испытаниях на нагрев на основном ответвлении не должны превышать указанных в таблице♦♦. 

Нормы нагрева сухих трансформаторов

Элементы трансформаторов Превышение температуры град.С Методы измерения
Обмотки классов нагревостойкости

A
E
B
F
H

Поверхность магнитной системы и элементов металлоконструкций

60
75
80
100
125

Не более чем допустимо для соприкасающихся с ними изоляционных материалов

По изменению сопротивления постоянному току

Термометором или термопарой

 

    
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Однако не обязательно постоянно форсировать нагрузку, поддерживая в трансформаторе эти расчетные температуры, поскольку они установлены с учетом неизбежных суточных (и годовых) колебаний температуры окружающего воздуха и нагрузки, т. е. с учетом чередования в эксплуатации периодов наибольших и наименьших температур нагрева трансформатора.
     В тепловом отношении трансформатор представляет собой неоднородное тело: стальные листы магнитной системы, обладающие высокой теплопроводностью, чередуются с изоляционными прослойками, теплопроводность которых невелика. Точно так же обмотка трансформатора является сложным сочетанием проводникового материала (меди и алюминия), обладающего высокой теплопроводностью, с изоляционным материалом, который одновременно служит и электрической, и тепловой изоляцией.
   При работе трансформатора листы магнитной системы и обмоточный провод служат постоянными источниками тепловой энергии, поэтому в магнитной системе и обмотках происходит постоянная передача тепла от внутренних, более нагретых частей-наружным поверхностям, отводящим тепло. Трансформаторы изготовляют так, чтобы размеры этих поверхностей были достаточны.
    У трансформаторов мощностью в несколько киловольт-ампер наружной поверхности обмоток и магнитопровода достаточно для отвода того небольшого количества тепла, которое выделяется при их работе. Трансформаторы охлаждаются более холодным окружающим воздухом естественным излучением тепла. Специальных устройств для их охлаждения обычно не требуется .Трансформаторы, в которых основной охлаждающей и изолирующей средой является атмосферный воздух, называют воздушными. По мере увеличения мощности,потери в трансформаторе растут пропорционально его массе, т. е. приблизительно пропорционально кубу его линейных размеров. Поверхность же охлаждения увеличивается пропорционально квадрату линейных размеров, т. е. потери в трансформаторе растут быстрее, чем поверхность, отводящая тепло (согласно закону роста мощности).
    Начиная с некоторой мощности ,этой поверхности оказывается недостаточно, и для ее увеличения делают каналы между катушками обмоток и самими обмотками, открывая свободный доступ охлаждающему воздуху. Однако этих мер достаточно только для трансформаторов мощностью до 2500 кВА. Более эффективное средство для отвода тепла — использование минерального (трансформаторного) масла, сочетающего в себе  свойства изолирующего и теплоотводящего материалов. Трансформатор, в котором основной изолирующей средой и теплоносителем служит трансформаторное масло, называют масляным. Частицы масла, заполняющего масляный трансформатор, соприкасаются с горячими поверхностями, нагреваются, поднимаются вверх и отдают свое тепло через стенки и крышку бака окружающему воздуху. Охлаждаясь у стенок частицы масла движутся вниз,уступая место другим,более горячим.Такой способ теплопередачи называют конвекцией.
   Температура отдельных частей трансформатора неодинакова ,она изменяется по высоте бака и в сечении трансформатора.Применение трансформаторного масла в качестве теплоносителя очень эффективно.Теплоотдача с единицы поверхности при масляном охлаждении в 6-8 раз больше,чем при воздушном,поэтому необходимые для охлаждения поверхности обмоток и магнитопровода в масляных трансформаторах значительно меньше,чем в одинаковых по мощности воздушных.Однако поверхность бака при этом должна быть такой,чтобы температура масла не достигла предельной.Самый простой способ увеличения поверхности охлаждения-это увеличение размеров бака, но он не экономичен,поэтому увеличивают поверхность охлаждения за счет трубчатых теплообменников (радиаторов), устанавливаемых на баке. Теплоотдача с поверхности бака происходит  как через нагретые частицы воздуха,так и лучеиспусканием.
   Охлаждение частей масляного трансформатора естественной  конвекцией масла и воздуха,охлаждающего внешнюю поверхность бака с установленными на нем охладительными элементами,называют естественным масляным и применяют для трансформаторов мощностью 6300 кВА. В трансформаторах большей мощности используют другие системы с принудительным ускорением движения масла и охлаждающего воздуха или воды.
    Существует несколько способов принудительно охлаждения трансформаторов:
1.  Дутьевой. Увеличение скорости движения воздуха,охлаждающего бак и радиаторы вентиляторами. Вентиляторы создают принудительную циркуляцию воздуха вдоль наружных поверхностей радиаторов (дутье), увеличивая их теплоотдачу в 1,5-2 раза. Система дутьевого охлаждения эффективна и имеет важное преимущество: при отключении вентилятора, трансформатор может длительно продолжать работать с нагрузкой до 50-60% номинальной,с естественным масляным охлаждением.
2.  Циркуляционный. Состоит в принудительном увеличении скорости движения как масла ,так и воздуха.Обычно для таких систем применяют специальные охладители-теплообменники,в которых происходит передача тепла от масла к воздуху,при этом движение масла принудительно ускоряется электронасосом, а воздуха вентиляторами.Циркуляционная система значительно увеличивает теплоотдачу и имеет еще одно важное преимущество — благодаря компактной конструкции охладителей уменьшаются размеры трансформатора. Однако циркуляционные охладители эффективны только при одновременной работе насосов и вентиляторов. При необходимости уменьшения охлаждения (например при снижении нагрузки) обычно отключают целиком один или несколько охладителей.
3.  Масляно-водяной. Состоит в принудительной циркуляции масла через охладители,охлаждаемые водой. Для этой системы применяют специальные теплообменники-охладители, через трубки которых принудительно прокачивается нагретое масло; трубки находятся в полости с циркулирующей через нее охлаждающей водой. Масляно-водяное охлаждение более эффективно, чем другие виды охлаждения, что объясняется повышенной теплоотдачей от масла к воде. Поэтому такие системы еще компактнее, чем циркуляционные, поскольку обладают повышенным теплосъемом. Особенно эффективно направленное циркуляционное охлаждение, при котором масло проходит непосредственно по каналом внутри обмоток, между обмотками и в магнитную систему. Для обеспечения направленного движения масла в конструкции  предусматривают специальные щиты, перегородки и другие устройства.
К списку статей

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Иконка левого меню
Иконка в правом меню