Тестирование трансформаторов

К нам попадает трансформатор и мы порой не можем сразу оценить его работоспособность, проверить параметры и т.д . Существуют различные  стандарты для такого рода проверок  (различные подкатегории стандарта IEC60076)
Различают экспресс и более детальное тестирование.Давайте рассмотрим пошагово эти этапы.
  • Сделайте тщательный визуальный контроль. Проверьте цвет трансформатора, не выгоревший ли он. Может так статься, что он длительное время лежал где-то под палящими лучами солнца, при этом он мог вообще и не работать, а покрывная изоляция потеряла свои свойства. Проверьте наличие всех выводов,не повреждены ли они. Возможно необходимо будет почистить или протереть его, если трансформатор был в употреблении . Проверьте внешне изоляцию трансформатора,выводных проводов, коррозию металлических элементов,отслоения и внешние дефекты. В каком состоянии бирка с названием, годом выпуска и маркой трансформатора. Проверьте все узлы креплений,затяжку болтов,крепление клем. В каком состоянии клеммы, нет ли на них следов коррозии, копоти, следов короткого замыкания. Пример трансформатора с пробоем на фото.Дефект трансформатора
  • Возьмите мультиметр и проверьте обмотки на непрерывность цепи,нет ли обрывов. Так поочередно надо проверить все обмотки, попарно прозванивая их.
  • В электричестве, на самом деле, существуют две проблемы — «цепь есть там где ее не должно быть или наоборот цепи нет там, где она должна быть». Этим же мультиметром прозваниваем соседние обмотки в разных комбинациях, чтобы убедиться что никакой цепи и соответственно замыканий нет.
  • Продолжаем исследование уже глубже. Нам потребуется мегаомметр. Подключаем к мегаомметру соседние обмотки, а также обмотки поочередно и землю. Сопротивление должно быть «бесконечность».
  • Мы могли бы включить трансформатор в сеть напрямую. Но мы гипотетически не знаем, какой трансформатор у нас. А вдруг он на 127 В или 380 В!, а мы подадим на него 220 В. Подаем на его первичную обмотку какое-то напряжение с помощью ЛАТР или любого другого источника регулируемого переменного напряжения, допустим 10 В. С помощью того же мультиметра проверяем напряжение на вторичных обмотках. Допустим мы получаем какое-то значение. Увеличиваем или уменьшаем его пропорционально, получаем напряжение на перевичке. Например подаем на трансформатор 10 В, на выходе имеем 45,5 В, затем подаем 20 В,на выходе 91 В, и так мы дойдем допустим до 220 В по входу и 1000 В на выходе. На этом этапе мы можем однозначно сделать вывод,что это трансформатор «повышающий».Что уже не плохо.Чтобы получить больше данных переходим к следующему этапу.
  • Мы подаем на наш трансформатор напряжение 220В  или меньше (см.предыдущий пункт) измеряем ток холостого хода, при этом наша вторичная обмотка естественно никуда не подключена.Повышаем постепенно напряжение при этом мониторим ток. Если ток перестает нарастать медленно и растет резко по нарастающей, прекращаем повышать входное напряжение.Смотрим на каком напряжении мы остановились.Оно и будет напряжением первичной обмотки нашего трансформатора.При дальнейшем повышении напряжении трансформатор уходит в насыщение и ток резко «улетает» вверх.
  • Теперь пора подать нагрузку на наш трансформатор. Не надо сразу подавать реактивную нагрузку.достаточно пока только активной. Реактивная — обмотки всех видов-двигатели другие трансформаторы и т.д. Активная-реостаты, ТЭНы, всякие нагревающие элементы и  др. Смотрим на поведение нашего трансформатора,при этом обязательно мониторим ток,протекающий через трансформатор.При подаче нагрузки допустим резкий скачок тока (максимум 6*кратный).Поэтому не рекомендуется подключать при тестировании электродвигатели,чтобы исключить всякие явления, которые происходят при пуске двигателя-увеличение момента, а соответственно и пускового тока  и тока нагрузки трансформатора. 
  • Необходимо «слушать» трансформатор. Равномерный гул, свидетельствует о нормальной и стабильной работе трансформатора. Другие шумы, необходимо все отключить и проверку начинать сначала. Опять если резко растет ток и трансформатор уходит в насыщение деформации «в железе» резко возрастают и трансформатор начинает «рипеть, хрустеть и т.д.»
  • Если все предыдущие шаги пройдены успешно. Отключайте ЛАТР (или другой источник) и подключайте нагрузку. Надо оставить трансформатор  в подключенном состоянии как можно дольше,чтобы проверить его на перегрев. Желательно грузить его по максимуму,чтобы проверить температуру железа сердечника. Даже при неполной нагрузке она может быть 120 оС, это нормально. Конечно надо проводить эксперимент, чтобы не было угрозы воспламенения. Трансформатор доложен находиться на какой-то несгораемой поверхности.
Итак мы провели ряд тестов,после которых мы представляем какой трансформатор у нас. Конечно дополнительно, бывает необходимо определить начало и конец обмоток,частоту на которую он рассчитан (бывает достаточно увидеть на чем он намотан (если это конечно возможно) на обычном железе-тогда частота бытовой сети,т.е. 50 Гц или на ферросплавах,тогда скорее всего трансформатор высокочастотный).
Обязательно надо соблюдать все правила электробезопасности во время тестирования.Особенно на мощных трансформаторах,с большим количеством витков, ни в коем случае не касаться обеих обмоток после снятия  с них напряжения.Трансформатор накапливает энергию! Не следует делать эксперименты с высоковольтными трансформаторами,силовыми маслонаполненными трансформаторами.В этом случае необходимо специальные стенды и оборудование.Не следует проводить эксперименты в домашних,не предназначенных для этого условиях.
 
К списку статей

 

Всего комментариев: 1

  • Pablo
    Автор: Pablo Добавлено Июль 10, 2018 в 22:15

    удар при транспортировке?

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Иконка левого меню
Иконка в правом меню