The use of transformers in rectifiers

Трансформатор для выпрямителя

  The rectifier circuit used in most electronic power supplies is a capacitive filtered single phase bridge rectifier, usually followed by a linear voltage regulator. The schematic of this rectifier is shown below: (Fig. 1):Схема выпрямителя с трансформатором

  Most of our transformers are used in rectifier circuits (Fig. 1), so we decided to devote this article to rectifier transformers and give some practical advice to power supply designers.

   "The alternating current supplied to the rectifier is always equal to the direct current drawn from the rectifier, when the leakage currents in the diodes are negligible."

  This is true if we compare the average currents (Im) on the AC and DC side of the rectifier. But alternating current is always measured as rms current (Irms) and direct current is always measured as average current (Im). The original statement is not correct if we compare Irms on the AC side with Im on the DC side of a rectifier.

  The RMS current Irms is always greater than the average current Im due to the peak AC waveform. If we divide Irms by Im, we get the peak current value, which is called the form factor. (F = Irms / Im). The sharper the peaks, the higher the F value.

  The heating effect of electric current in wiring, resistors, and transformer windings is proportional to the square of the rms current. The heating effect of the alternating current in the rectifier circuit is accordingly proportional to IS2 = (F x Im) 2 = (F x IL) 2, or the square of the DC current times the form factor F squared. The temperature rise in a given rectifier transformer is thus highly dependent on the form factor (F) value, and the required rectifier transformer size cannot be determined until the actual form factor value is known.

  In a rectifier of the type shown in Figure 1, F is anywhere between 1.11 and 5.0, depending on the relative impedances before and after the diode bridge. Once these impedances are known, F (and UC) using graphical methods. But at this point, the power supply designer usually has a transformer prototype in his hand, so UC and IS can be determined quickly by bench tests. (Be careful when measuring IS with a true rms current meter. Most AC meters measure Im, but are calibrated in IRMS, assuming F = 1.11, which is true only for a sinusoid).

The following describes an accurate and simple method for determining Form Factor (F) from an oscilloscope using graphs.

Suppose we observe the current and voltage waveforms in different parts of the circuit shown in Figure 1 on a cathode ray tube oscilloscope so that we can compare the waveforms before and after the diode bridge. Diagrams I-III show waveforms for different capacitance values (C), assuming a transformer with negligible series inductance, for example toroidal transformer.

 

С = 0 Without regulator

 

Диаграмма 2

 

 

 

 

 

Диаграмма 3

 

 

C - worker (Ur/ Uc<10%) With regulator

 

The desired effect of the capacitor is to smooth the DC voltage, but at the same time it causes the AC current to flow in short pulses, which means a higher F and a higher RMS current in the transformer. The "angle of conductance" (α) of the rectifier can be measured directly from the waveform - just remember that the full half cycle is 180 °.

  It is clear that the form factor (F) should depend on the conduction angle (α). We have calculated the exact relationship between F and α for toroidal transformers and the result is shown here in this graph. By measuring the conduction angle (α) on an oscilloscope, a very accurate form factor (F) value can be plotted on the graph. Variations in the DC load will change the conduction angle, and corresponding changes in the form factor can be easily identified.

The diagramming table provides additional information that can assist in evaluating power supply design options. In the comments to the diagrams, we determined the coefficient η = UDC / úo, which relates the DC voltage to the peak no-load voltage of the secondary winding of the transformer. The flattening of the ac voltage waveform peaks is caused by the voltage drop in the total impedance ahead of the diode bridge, so it is reasonable to assume that η should vary with the conduction angle (α). We also calculated this ratio for toroidal transformers and the result is shown on the graph sheet as a dashed curve.

The graph can be used to determine the rectifier DC load regulation. DC load regulation δUDC / UDC = (1-η) x 100%. Remember that the voltage drop across the diodes is included in the value of UDC... Each voltage drop across the diode can be considered constant and equal to 1 V at all loads. Accordingly, net load regulation is slightly worse than 1-η, especially for low DC voltages.

It is important to note that better voltage conversion efficiency (measured by η) can only be obtained through a higher form factor, and conversely, a lower form factor can only be obtained through weaker DC load regulation.

The size of the transformer feeding the rectifier is proportional to the product of the open circuit voltage (U0) and current capacity (IS), which we call Po. The dotted line on the graph sheet represents the smallest Po value required for any value of α (any corresponding value of F or η) for a given DC power. (Po / PDC = F / η√2).

The transformer has a minimum dimension (Po) of about 1.52 x PDC (total DC power, including diode losses) for α = 75º, where η = 0.8 and F = 1.7. Unfortunately, it is not possible to always stay at a minimum, partly because better DC regulation is often required than the 20%, and partly because load regulation of transformers is highly dependent on the size of the transformer. DC load regulation and transformer load regulation are not proportional, but they tend to increase and decrease together, so very small transformers tend to operate above optimal values, and very large transformers operate at less than optimal α values.

Rectifier transformer design to meet specific U requirementsC, UL, DC regulation, temperature rise, etc., requires accurate data for both form factor (F) and rectification efficiency (η). But F and η, in turn, are determined by the data of a not yet designed transformer, so the power supply designer falls into a trap. One way out is to take an old transformer, change it, and pray for the prototype to work.

Another way out is to let Elsta engineers start designing the transformer. Our application engineers have solid experience in the design of transformers and power supplies, and they have tools at their disposal to calculate and optimize transformers, so they can design not only the transformer that will work, but also the most economical transformer that will work efficiently.

To the list of articles

Total comments: 0

leave a comment

Your email will not be published.

en_GBEN

Применение трансформаторов в выпрямителях

Трансформатор для выпрямителя

  Схема выпрямителя, используемая в большинстве электронных источников питания, представляет собой однофазный мостовой выпрямитель с емкостной фильтрацией, за которым обычно следует линейный регулятор напряжения. Схема этого выпрямителя показана ниже: (Рис.1):Схема выпрямителя с трансформатором

  Большая часть наших трансформаторов используется в выпрямительных схемах (Рис.1) поэтому мы решили посвятить эту статью выпрямительным трансформаторам и дать некоторые практические советы разработчикам источников питания.

   «Переменный ток, подаваемый на выпрямитель, всегда равен постоянному току, потребляемому от выпрямителя, когда токами утечки в диодах можно пренебречь.»

  Это верно, если мы сравним средние токи (Im) на стороне переменного и постоянного тока выпрямителя. Но переменный ток всегда измеряется как среднеквадратичный ток (Irms),а постоянный ток всегда измеряется как средний ток (Im). Первоначальное заявление неверно, если мы сравним Irms на стороне переменного тока с Im на стороне постоянного тока выпрямителя.

  Среднеквадратичный ток Irms всегда больше, чем средний ток Im из-за пиковой формы переменного тока. Если разделить Irms на Im, мы получим величину пикового значения тока, которая называется форм-фактором. (F = Irms/ Im). Чем острее пики, тем больше значение F.

  Нагревательный эффект электрического тока в проводке, резисторах и обмотках трансформатора пропорционален квадрату среднеквадратичного значения тока. Нагревательный эффект переменного тока в цепи выпрямителя соответственно пропорционален IS2 = (F x Im) 2 = (F x IL) 2, или квадрату постоянного тока, умноженному на форм-фактор F в квадрате. Повышение температуры в данном выпрямительном трансформаторе, таким образом, сильно зависит от значения форм-фактора (F), и требуемый размер выпрямительного трансформатора не может быть определен до тех пор, пока не будет известно фактическое значение форм-фактора.

  В выпрямителе типа, показанного на рисунке 1, F имеет значение где-то между 1,11 и 5,0 в зависимости от относительных значений импедансов до и после диодного моста. Когда эти импедансы известны, можно рассчитать F (и UC) с помощью графических методов. Но в этот момент разработчик источника питания обычно имеет в руке прототип трансформатора, поэтому UC и IS могут быть определены быстро стендовыми испытаниями. (Будьте осторожны при измерении IS с помощью измерителя, измеряющего истинное среднеквадратичное значение тока. Большинство измерителей переменного тока измеряют Im, но имеют градуировку в IRMS, предполагая, что F = 1,11, что верно только для синусоиды).

Ниже описывается точный и простой метод определения форм-фактора (F) по показаниям осциллографа с помощью графиков.

Предположим, мы наблюдаем формы сигналов тока и напряжения в различных частях схемы, показанной на рисунке 1, на осциллографе с электронно-лучевой трубкой, чтобы мы могли сравнивать формы сигналов до и после диодного моста. На диаграммах I-III показаны осциллограммы для различных значений емкости конденсатора (C), предполагая трансформатор с пренебрежимо малой последовательной индуктивностью, например тороидальный трансформатор.

 

С=0 Без регулятора

 

Диаграмма 2

 

 

 

 

 

Диаграмма 3

 

 

С- рабочий (Ur/Uc<10%)   С регулятором

 

Желаемый эффект от конденсатора — сглаживание постоянного напряжения, но в то же время он заставляет переменный ток протекать короткими импульсами, что означает более высокую F и более высокий среднеквадратичный ток в трансформаторе. «Угол проводимости» (α) выпрямителя можно измерить непосредственно по осциллограмме — просто помните, что полный полупериод составляет 180 °.

  Понятно, что форм-фактор (F) должен зависеть от угла проводимости (α). Мы вычислили точное соотношение между F и α для тороидальных трансформаторов, и результат показан здесь на этом графике. Измеряя угол проводимости (α) на осциллографе, можно определить по графику очень точное значение форм-фактора (F). Изменения нагрузки постоянного тока изменят угол проводимости, и соответствующие изменения в форм-факторе можно легко определить.

Таблица с диаграммами содержит дополнительную информацию, которая может помочь в оценке вариантов при проектировании источника питания. В комментариях к диаграммам мы определили коэффициент η = UDC / úo, которое связывает напряжение постоянного тока с пиковым напряжением холостого хода вторичной обмотки трансформатора. Сглаживание вершин формы волны переменного напряжения вызвано падением напряжения в общем импедансе перед диодным мостом, поэтому разумно предположить, что η должен изменяться в зависимости от угла проводимости (α). Мы также рассчитали это соотношение для тороидальных трансформаторов, и результат показан на листе графиков в виде пунктирной кривой.

График можно использовать для определения регулирования нагрузки постоянного тока выпрямителя. Регулировка нагрузки постоянного тока δUDC / UDC = (1-η) x 100%. Помните, что падение напряжения на диодах входит в значение UDC. Каждое падение напряжения на диоде можно считать постоянным и равным 1 В при всех нагрузках. Соответственно, регулирование чистой нагрузки немного хуже, чем 1-η, особенно для низких напряжений постоянного тока.

Важно отметить, что лучшая эффективность преобразования напряжения (измеряемая η) может быть получена только за счет более высокого форм-фактора, и, наоборот, более низкий форм-фактор может быть получен только за счет более слабого регулирования нагрузки постоянного тока.

Размер трансформатора, питающего выпрямитель, пропорционален произведению напряжения холостого хода (U0) и текущей емкости (IS), которую мы называем Po. Пунктирная линия на листе графика представляет наименьшее значение Po, требуемое для любого значения α (любого соответствующего значения F или η) для данной мощности постоянного тока. (Po / PDC = F / η√2).

Трансформатор имеет минимальный размер (Po) около 1,52 x PDC (общая мощность постоянного тока, включая потери в диодах) для α = 75º, где η = 0,8 и F = 1,7. К сожалению, невозможно всегда оставаться на минимуме, отчасти потому, что часто требуется лучшее регулирование постоянного тока, чем 20%, а отчасти потому, что регулирование нагрузки трансформаторов сильно зависит от размера трансформатора. Регулирование нагрузки постоянного тока и регулирование нагрузки трансформатора не пропорциональны, но они обычно увеличиваются и уменьшаются вместе, поэтому очень маленькие трансформаторы, как правило, работают при значениях, превышающих оптимальные, а очень большие трансформаторы работают при меньших, чем оптимальные значения α.

Конструкция выпрямительного трансформатора, отвечающая особым требованиям UC, UL, регулирования постоянного тока, повышения температуры и т. д., требует точных данных как для форм-фактора (F), так и для эффективности выпрямления (η). Но F и η в свою очередь определяются данными еще не спроектированного трансформатора, поэтому проектировщик блока питания попадает в ловушку. Один из выходов — взять какой-нибудь старый трансформатор, изменить его и помолиться, чтобы прототип заработал.

Другой выход — позволить инженерам компании «Элста» заняться проектированием трансформатора. Наши инженеры-прикладники имеют солидный опыт в проектировании трансформаторов и источников питания, и в их распоряжении есть инструменты для расчета и оптимизации трансформаторов, поэтому они могут спроектировать не только трансформатор, который будет работать, но и наиболее экономичный трансформатор, который будет работать эффективно.

К списку статей

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.